Постановление Администрации муниципального образования - Пителинский муниципальный район Рязанской области от 01.11.2013 N 252па "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования - Пителинский муниципальный район "Развитие воспитания и дополнительного образования детей в 2014 - 2016 годах"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ПИТЕЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2013 г. № 252па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ - ПИТЕЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН "РАЗВИТИЕ
ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В 2014 - 2016 ГОДАХ"
В целях обеспечения необходимых научно-методических, организационных условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях района, объединения усилий всех организаций и служб района в повышении статуса воспитания и дополнительного образования детей в системе образования и в обществе, руководствуясь Уставом района, постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу муниципального образования - Пителинский муниципальный район "Развитие воспитания и дополнительного образования детей в 2014 - 2016 годах" (далее - Программа).
2. Считать утратившим силу Постановление администрации муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 11.01.2011 № 2 с 01.01.2014.
3. Опубликовать данное постановление в информационном бюллетене "Вестник Пителинского муниципального района" и на официальном сайте администрации муниципального образования - Пителинский муниципальный район.
4. Постановление вступает в силу 1 января 2014 года.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации МО - Пителинский муниципальный район Л.А.Поротикову.
Глава администрации муниципального
образования - Пителинский
муниципальный район
А.Н.ПОРОТИКОВ
Приложение
к Постановлению
главы администрации
муниципального образования -
Пителинский муниципальный район
от 1 ноября 2013 г. № 252па
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - ПИТЕЛИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
"РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В
2014 - 2016 ГОДАХ"
ПАСПОРТ
муниципальной программы муниципального образования -
Пителинский муниципальный район "Развитие воспитания и
дополнительного образования детей в 2014 - 2016 годах"
Наименование Программы
Муниципальная программа муниципального образования - Пителинский муниципальный район "Развитие воспитания и дополнительного образования детей в 2014 - 2016 годах" (далее - Программа)
Заказчик Программы
Администрация муниципального образования - Пителинский муниципальный район Рязанской области
Разработчик Программы
Отдел образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Пителинский муниципальный район Рязанской области
Основания для разработки Программы
Программа разработана в соответствии с Постановлением главы администрации муниципального образования - Пителинский муниципальный район от 30.10.2013 № 243па "О муниципальных программах муниципального образования - Пителинский муниципальный район Рязанской области"
Исполнители Программы
Муниципальные органы власти, включая отдел образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Пителинский муниципальный район, отдел культуры, спорта и туризма, органы самоуправления, муниципальные образовательные учреждения, детские и молодежные объединения, общественные организации
Цель и задачи
Целью Программы является обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для развития воспитательных систем и дополнительного образования в образовательных учреждениях всех видов в интересах формирования личности социально активной и творческой, способной к духовно-нравственному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Основные задачи:
- создание системы действенной помощи педколлективам в научно-методическом и программно-нормативном обеспечении их воспитывающей деятельности, дополнительного образования в соответствии с современными подходами к ее организации при непосредственном участии передовой педагогической науки и практики;
- обеспечение систематического повышения квалификации всех категорий организаторов воспитания, дополнительного образования в вопросах новых технологий и моделей воспитывающей, социально-педагогической и образовательной деятельности;
- обновление программно-методического содержания, формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения и дополнительного образования, эффективности воспитания;
- усиление гуманитарной и практической направленности образовательных областей, включение в их содержание материала, способствующего освоению учащимися ценностей общества и культуры Рязанской области, Пителинского муниципального района, в которых они живут, способов самоопределения в них, усиление взаимодействия отдела образования и педагогических коллективов с детскими общественными организациями в деле воспитания гражданина России
Целевые индикаторы
Реализация Программы с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка, подъем интереса детей к сфере дополнительного образования, увеличение общего охвата воспитанников, проведение подготовки и переподготовки педагогов, внедрение новых форм организации отдыха и занятости детей и подростков
Сроки и этапы реализации
Начало - 1 квартал 2014 года.
Окончание - 4 квартал 2016 года
Перечень подпрограмм
Объемы и источники финансирования
Средства муниципального бюджета
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
- Создание организационно-педагогических условий для приоритетности воспитания в процессе образования, обеспечение единства воспитания и обучения как 2-х взаимосвязанных компонентов в системе образования;
- создание современных технологий воспитания и дополнительного образования детей;
- повышение нравственной воспитанности, развитие чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества, мировой культуре, приобретение дополнительных знаний об истории, культуре, традициях родного края;
- создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшего развития воспитания и дополнительного образования обучающихся: гражданина, патриота, обладающего созидательной активностью, высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, способного к защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, достойного представителя своего народа;
- функционирование системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания, развитие профессиональных навыков и педагогической компетенции педагогов;
- создание системы единых действий по воспитанию детей всеми заинтересованными общественными и муниципальными учреждениями.
Выполнение намеченных в Программе мероприятий будет способствовать пропаганде района как центра эффективной работы в области воспитания, уменьшению количества асоциальных поступков среди учащихся, расширению границ досуговой и творческой деятельности учащихся
Введение
В процессе формирования личности воспитание, как целенаправленное воздействие на человека играет определенную роль, так как именно посредством воспитания у человека формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. От эффективности системы воспитания, дополнительного образования зависит в конечном счете состояние общественного сознания и общественной жизни.
В воспитании как важной и неотъемлемой части образовательного процесса сегодня особенно актуален вопрос о сочетании стратегии и тактики в его обновлении и развитии и, прежде всего, о создании современных методик воспитательной работы, дополнительного образования детей с учетом целей и задач учреждений образования различных типов.
Муниципальная программа Пителинского муниципального района Рязанской области на 2014 - 2016 годы "Развитие воспитания и дополнительного образования детей" (далее - Программа) является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования. Программа ориентирована на повышение общественного статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов, обновление содержания и структуры воспитания с учетом социально-экономических, этнокультурных, экологических, демографических и других особенностей района, на развитие единства систем воспитания и обучения, на обеспечение устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, подлинные жизненные ценности, формирующей патриотизм и гражданственность.
Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания, дополнительного образования детей в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с их развитием в учреждениях образования Пителинского муниципального района.
Реализацию целей Программы предполагается обеспечить путем текущего финансирования за счет бюджетных ассигнований, выделенных на образование.
Исполнителями и соисполнителями Программы являются муниципальные органы власти, включая отдел образования и молодежной политики администрации Пителинского муниципального района, отдел культуры, спорта и туризма, органы самоуправления, муниципальные образовательные учреждения, детские и молодежные объединения, общественные организации.
I. Характеристика проблемы,
обоснование необходимости ее решения
1. Основные тенденции и проблемы воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи в Пителинском муниципальном районе.
Образовательный уровень кадров:
- в системе общего образования имеют высшее образование 62%, в системе дополнительного образования - 25%.
Всего в образовательных учреждениях района 70 педагогических работников, из них педагогических работников учреждений дополнительного образования - 4 человека.
Проблемное поле развития воспитания и дополнительного
образования детей и молодежи
Нынешняя ситуация в России обнажила все беды взрослеющих граждан. В особенности отрицательно она сказалась на воспитании и дополнительном образовании подрастающего поколения.
Снижение жизненного уровня населения, огромный ущерб, нанесенный социальной инфраструктуре, безответственность средств массовой информации, пропагандирующих жестокость, насилие, равнодушие, усиление межнациональной напряженности, криминализация общества - все это накладывает существенный отпечаток на воспитательный процесс.
Школа была и остается одним из наиболее важных участников учебно-воспитательного процесса. В Пителинском муниципальном районе в различных организационных формах образования проходит значительная часть жизни 371 ребенка, и это при том, что школа выступает центром интеграции воспитательной деятельности различных субъектов воспитания (особенно на селе, где школа зачастую является единственным культурно-просветительным учреждением).
Ежегодно в ходе операции "Подросток" выявляются дети, находящиеся в зоне социального риска, вне поля педагогического воздействия. Снижение жизненного уровня большинства населения и, как следствие, увеличение количества неблагополучных семей привели к уменьшению контроля за детьми со стороны родителей, отстранению большого количества семей от воспитания детей. Они лишены необходимого ухода, не защищены психологически, не имеют возможности полноценно развиваться.
Основную долю преступлений среди несовершеннолетних составляют кражи. Деятельность школ по их профилактике в большинстве своем не находит продолжения в семье. Психолого-педагогическая помощь учащимся "группы риска" только набирает силы, а требуются экстренные меры по дальнейшему устранению таких негативных явлений в молодежной среде, как наркомания и токсикомания.
Анализ показывает, что улучшения ситуации в ближайшем будущем не ожидается. Насилие как стиль жизни стало все чаще приобретать организованные формы в молодежной среде.
Недостаток правовых знаний не позволяет учащимся определить оптимальный вариант своего поведения в правовой ситуации. В случае ущемления и нарушения прав лишь небольшая часть молодых людей пытается защищать их через официальные инстанции. Основная масса молодых людей обращается за помощью к друзьям, решает свои проблемы самостоятельно или вовсе ничего не предпринимает.
Весьма серьезной и нерешенной остается проблема организации свободного времени детей и молодежи. В настоящее время отсутствует единая политика организации детского досуга.
По данным медицинского обследования, в районе ухудшается состояние здоровья подрастающего поколения.
Важнейшей проблемой является усиление единства систем обучения и воспитания. Традиции пителинской системы образования говорят о том, что для района всегда было свойственно единство обучения и воспитания, достигаемое за счет реализации в школах программ дополнительного образования, удовлетворяющих тягу молодежи к общению, деятельности по интересам.
В обеспечении непрерывности процесса воспитания особую роль играет проблема взаимодействия школы и семьи. Согласно мнениям классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе, взаимодействие педагогического коллектива с родителями по 7 класс благополучное, а начиная с 8 класса контакт практически прерывается.
Современное общество нуждается в такой личности, основными качествами которой были бы духовность, стремление делать добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины и Отечества, забота о природе и экологии, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность, забота о своих близких, о своем здоровье.
Все это является основой определения целей, направлений и задач развития системы воспитания и дополнительного образования Пителинского муниципального района.
II. Цели, задачи реализации Программы
Целью Программы является обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий для развития воспитательных систем и дополнительного образования в образовательных учреждениях всех видов в интересах формирования личности социально активной и творческой, способной к духовно-нравственному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Стратегическая задача образования - опережение запросов общества, конструирование таких воспитательных систем, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, нужных не только для адаптации в рыночных отношениях, но и достаточных для того, чтобы активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу.
Для достижения целей Программой ставятся также и следующие задачи:
- создание системы действенной помощи педколлективам в научно-методическом и программно-нормативном обеспечении их воспитывающей деятельности, дополнительного образования в соответствии с современными подходами к его организации при непосредственном участии передовой педагогической науки и практики;
- обеспечение систематического повышения квалификации всех категорий организаторов воспитания, дополнительного образования в вопросах новых технологий и моделей воспитывающей, социально-педагогической и образовательной деятельности;
- обновление программно-методического содержания, формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения и дополнительного образования, эффективности воспитания;
- усиление гуманитарной и практической направленности образовательных областей, включение в их содержание материала, способствующего освоению учащимися ценностей общества и культуры Рязанской области, Пителинского муниципального района, в которых они живут, способов самоопределения в них, усиление взаимодействия отдела образования и педагогических коллективов с детскими общественными организациями в деле воспитания гражданина России.
Программа реализуется в 2014 - 2016 годах и предусматривает обеспечение нормального функционирования и устойчивого развития системы образования Пителинского муниципального района.
В 2014 - 2016 годах намечается осуществить комплекс мер по сохранению и поддержанию системы воспитания, дополнительного образования детей и подготовить условия для ее последующего развития.
III. Основные принципы организации воспитания,
дополнительного образования детей
Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении; создание условий для самореализации личности. Дополнительное образование - целенаправленные процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества, государства.
Дополнительные образовательные услуги - удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей при содействии специалистов, осуществляемое за пределами образовательных программ, являющихся профилированными для данного образовательного учреждения или организации, осуществляющей свою деятельность в области дополнительного образования.
Содержание и организационные формы воспитания, дополнительного образования детей разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на формирование социально активной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что в совершенствовании человека видится цель общественной жизни за счет выявления и совершенствования всех его сущностных сил. При этом стратегия взаимодействия педагога и воспитанника основана на субъект-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания и дополнительного образования предполагает, что они основываются на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов. Учащихся воспитывают в соответствии с их полом и возрастом; формируют у них ответственность за самих себя, за последствия их действий.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание и дополнительное образование основываются на общечеловеческих ценностях, строятся на ценностях и нормах национальной культуры и ее региональных особенностях, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Принцип свободосообразности интегрирует в себе 2 процесса: обеспечение свободы от, что предполагает защиту ребенка от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов, и воспитание в свободе для, обозначающее создание максимально благополучных условий для творческой самореализации, для развития автономного "само".
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания и дополнительного образования в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
Принцип концентрации воспитания и дополнительного образования на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что оно должно быть направлено на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
Стратегическими направлениями воспитательной деятельности, дополнительного образования для педагогических коллективов Пителинского муниципального района являются: совершенствование форм и методов духовно-нравственного воспитания в школе и семье, ориентация содержания на изучение богатств культурных, научных и социально-исторических реалий, системное обращение и дальнейшее изучение истории района, возрождение национальных русских традиций, национального самосознания, принципа народности как основы учебно-воспитательного процесса, эколого-культуроведческого воспитания, активное использование коммунарской методики при организации внеурочной деятельности, совершенствование трудового воспитания в системе образования.
IV. Основные направления и особенности воспитания,
дополнительного образования детей в образовательных
учреждениях района
4.1. Развитие воспитания, дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Обновление содержания дошкольного воспитания предполагает осуществление его в тесной связи с гуманизацией целей и принципов работы с детьми на основе деятельностного подхода, осуществляющегося преимущественно в игровой форме и в условиях наиболее благоприятных для разностороннего развития ребенка.
Развивающий характер воспитания дошкольников предполагает безусловную гуманизацию отношений между ребенком и воспитателем, между детьми в группе, обеспечение преемственности дошкольного и общего образования.
В деятельности дошкольных учреждений ведущее место должно быть отведено личностно ориентированному подходу к воспитанию детей. Главной целью в реализации программы воспитания, дошкольного образования дошкольника предлагается считать формирование у детей ценностных основ отношения к миру: отношения к природе, к созданным духовным и материальным ценностям, к другим людям, к самому себе.
Для реализации выделенных оснований развития воспитания, дополнительного образования в системе дошкольного образования требуется решение следующих задач:
- обеспечение равного старта развития всем детям, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности при реализации базисного содержания воспитания;
- обеспечение внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по социально-эмоциональному развитию детей, их культурной компетентности;
- стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной методической литературой, ориентирующей на реализацию новых целей.
Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях:
- разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе, о мире самого ребенка, о мировой, национальной культуре, культуре Рязанского края, программ по экологическому воспитанию, по формированию здорового образа жизни;
- разработка содержания работы с родителями и детьми в обеспечении единого пространства детского развития.
4.2. Развитие воспитания и дополнительного образования в образовательных учреждениях.
Отличительной особенностью Пителинской системы образования является то, что она никогда не рассматривалась в отрыве от воспитания. Подрастающее поколение должно получить ценностные ориентиры, прочную духовную опору, подлинные, а не мнимые жизненные ценности.
Обновление процесса воспитания, дополнительного образования в образовательном учреждении должно происходить с учетом отечественных традиций, региональных особенностей, достижений современного опыта, включать формирование разнообразных воспитательных систем, повышение эффективности действия школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Развитие воспитания, дополнительного образования в образовательных учреждениях предполагает решение следующих задач:
- определение содержания воспитания, дополнительного образования детей, его форм и методов на основе возрастных, индивидуальных особенностей учащихся с учетом специфики общеобразовательных учреждений разных видов, особенностей их социокультурного окружения;
- формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения и дополнительного образования, эффективности воспитания;
- усиление гуманитарной и практической направленности образовательных областей, включение в их содержание материала, способствующего освоению учащимися ценностей общества и культуры Рязанской области, Пителинского муниципального района, в которых они живут, способов самоопределения в них;
- направленность на саморазвитие личности, воспитание внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участвовать в управлении образовательным учреждением, в деятельности творческих и общественных объединений;
- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
- усиление роли психолого-педагогической службы в формировании школьных, классных и других коллективов в деле воспитания, дополнительного образования, сохранения психологического здоровья, полноценного психического и личностного развития, а также успешной социальной адаптации детей и подростков;
- усиление взаимодействия управления образования и педагогических коллективов с детскими общественными организациями в деле воспитания гражданина России;
- создание условий для привлечения семей к воспитательному процессу, дополнительному образованию, развитию родительских общественных объединений, участия в управлении образовательным процессом;
- расширение практики включения в штатное расписание образовательных учреждений должностей педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей, руководителей детских общественных организаций.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
- обеспечение помощи детям и молодежи в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования, формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности ее в проектировании и в самореализации;
- приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство человеческой культуры, в том числе культуры Российского Отечества, Рязанского края, Пителинского района, формирование потребности в высоких культурных ценностях;
- воспитание гражданина и патриота России, земли Рязанской через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории Отечества и родного края; развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о сохранении человеческой цивилизации, о благополучии своей страны, района, поселка;
- воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде, воспитание социально ценной целеустремленности, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях. Трудовое воспитание проводить на основе конкретных социально полезных дел;
- определение содержания дополнительного образования, его форм и методов работы с учащимися на разных возрастных ступенях образовательного учреждения с учетом типа учреждения, его социокультурного окружения;
- обогащение досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, занятий спортом и др.;
- выявление и развитие природных задатков, творческого потенциала каждого ребенка, создание для этих целей необходимых методик.
4.3. Развитие воспитания и дополнительного образования в учреждениях дополнительного образовании детей
Для современного решения задач воспитания, дополнительного образования детей большие возможности представляет система дополнительного образования детей, представляющая собой сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка.
Дополнительное образование в силу своей специфики стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает возможности проявления девиантного поведения, решая проблему занятости детей.
Поддержка и развитие творчества детей являются одной из приоритетных задач дополнительного образования.
Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия русской культуры и культуры Рязанского края, ему обеспечено важное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта. Специфика дополнительного образования предполагает взаимодействие образовательного учреждения с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер и тем самым становится открытой системой и субъектом образовательной политики в районе.
Основными задачами развития дополнительного образования являются:
- обеспечение сохранения и развития системы дополнительного образования детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;
- обновление программно-методического содержания;
- изучение интересов и потребностей школьников в дополнительном образовании и формирование соответствующих предложений;
- организация форм дополнительного образования детей в образовательных учреждениях, интеграция дополнительного и общего образования.
Основными направлениями развития системы дополнительного образования детей являются:
Художественно-эстетическое дополнительное образование. Роль художественного творчества значительно возросла за счет создания благоприятных условий для приобщения детей к искусству в образовательных учреждениях.
Физкультурно-оздоровительное дополнительное образование. В учреждении дополнительного образования детей не первый год действует секция атлетической гимнастики. В настоящее время в ней занимается более 20 человек. Таким образом у детей формируется потребность быть физически развитым, вести здоровый образ жизни. Необходимо объединение усилий системы образования, физической культуры, спорта и туризма, общественных организаций по формированию у детей и молодежи здорового образа жизни, потребности в занятиях спортом в образовательных учреждениях района.
Эколого-биологическое дополнительное образование. В числе основных направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей - учебно-исследовательская деятельность, ориентированная на привлечение детей к участию в областных, всероссийских и международных научно-исследовательских проектах, конкурсах и конференциях учебно-исследовательских работах, проведение самостоятельных исследований в природе, природоохранная деятельность, участие во всероссийских операциях по экологической безопасности.
Одно из приоритетных направлений в системе дополнительного образования - развития детского туризма и краеведения. Предметом познания детей, источником их личностного, социального и духовного развитии, воспитания патриотов становятся история и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, семейные родословные и народное творчество.
Учебно-исследовательская деятельность школьников. Она особенно значима для самоопределения личности, обогащения интеллектуального потенциала общества. Развитие учебно-исследовательской деятельности - надежный путь воспитания интеллектуальной инициативы и творчества обучающихся, база для освоения новых подходов к организации образовательного процесса, интеграции основного, дополнительного образования.
V. Механизм реализации Программы
После утверждения Программы постановлением главы администрации муниципального образования - Пителинский муниципальный район отдел образования и молодежной политики контролирует выполнение конкретных мероприятий Программы.
VI. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2014 по 2016 годы.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Объемы и источники финансирования мероприятий Программы по годам предполагаются следующие:
Источники финансирования
Всего (тыс. рублей)
2014
2015
2016
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
VIII. Обеспечение ресурсами процесса воспитания,
дополнительного образования детей в системе
образования района
8.1. Кадровое обеспечение:
- осуществлять профильную подготовку специалистов для учреждения дополнительного образования, а также классных руководителей, руководителей, воспитателей лагерей с дневным пребыванием детей;
- создать систему действенной помощи педколлективам в научно-методическом и программно-нормативном обеспечении их воспитывающей деятельности, дополнительного образования в соответствии с современными подходами к ее организации при непосредственном участии передовой педагогической науки и практики;
- обеспечить систематическое повышение квалификации всех категорий организаторов воспитания, дополнительного образования в вопросах новых технологий и моделей воспитывающей, социально-педагогической и образовательной деятельности.
Научно-методическое, программное и информационное обеспечение.
Для повышения качества воспитательной деятельности, дополнительного образования и их развития в образовательных учреждениях необходима работа по последовательному системному анализу воспитания, дополнительного образования детей и учащейся молодежи в районе, мониторинг развития воспитательных систем в районе, создание соответствующей информационной системы.
Основными направлениями исследований в области воспитания и дополнительного образования являются:
- анализ состояния проблем воспитания и дополнительного образования в районе, формирование мониторинга воспитательной деятельности, эффективности дополнительного образования в системе образования областного уровня;
- концепция региональных подходов к организации воспитательной работы, дополнительного образования в районе;
- поддержка инновационной практики образовательных учреждений в области воспитания и дополнительного образования.
В области программно-методического и информационного обеспечения основными направлениями деятельности являются:
регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания, дополнительного образования учащихся всех уровней системы образования;
расширение сотрудничества со средствами массовой информации в утверждении гуманистических основ воспитания.
IX. Система программных мероприятий
NN
пп
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задач
Главные распорядители
Исполнители
Источник финансирования
Объемы финансирования, тыс. руб.
Ожидаемые результаты
всего
в том числе по годам
1 год
2 год
3 год
Задача 1.
Создание системы действенной помощи педколлективам в научно-методическом и программно-нормативном обеспечении их воспитывающей деятельности, дополнительного образования в соответствии с современными подходами к ее организации при непосредственном участии передовой педагогической науки и практики,
в том числе
Администрация МО - Пителинский муниципальный район
0,0
0,0
0,0
0,0
Создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшего развития воспитания и дополнительного образования обучающихся: гражданина, патриота, обладающего созидательной активностью, высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, способного к защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, достойного представителя своего народа
Мероприятие 1.
Проведение в районе мониторинга правовых и нормативных актов по вопросам воспитания детей и молодежи
Отдел образования и молодежной политики администрации МО - Пителинский муниципальный район
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 2.
Разработка и реализация нормативно-правовой базы организации летнего отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков
Отдел образования и молодежной политики администрации МО - Пителинский муниципальный район
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 3.
Разработка и реализация нормативно-правовой базы по организации воспитательной работы в районе
Отдел образования и молодежной политики администрации МО - Пителинский муниципальный район
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 4.
Совершенствование структуры содержания дополнительного образования и внедрения новых педагогических технологий в образовательный процесс
Отдел образования и молодежной политики администрации МО - Пителинский муниципальный район
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 5.
Разработка рекомендательных документов по функционированию, организационному и методическому обеспечению деятельности детских общественных организаций
Отдел образования и молодежной политики администрации МО - Пителинский муниципальный район
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Задача 2.
Создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшего развития воспитания и дополнительного образования обучающихся: гражданина, патриота, обладающего созидательной активностью, высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, способного к защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, достойного представителя своего народа, в том числе
Администрация МО - Пителинский муниципальный район
0,0
0,0
0,0
0,0
Функционирование системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания, развитие профессиональных навыков и педагогической компетенции педагогов
Мероприятие 1.
Обеспечение участия в работе курсов повышения квалификации для руководящих и педагогических работников образовательных учреждений района по вопросам воспитания и дополнительного образования
Отдел образования и молодежной политики администрации МО - Пителинский муниципальный район
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 2.
Проведение семинаров-совещаний по актуальным проблемам развития системы воспитания и дополнительного образования детей и молодежи в учреждениях образования района
Отдел образования и молодежной политики администрации МО - Пителинский муниципальный район
Средства районного бюджета
X
Задача 3.
Функционирование системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания, развитие профессиональных навыков и педагогической компетенции, педагогов в том числе
Администрация МО - Пителинский муниципальный район
0,0
0,0
0,0
0,0
Создание организационно-педагогических условий для приоритетности воспитания в процессе образования, обеспечение единства воспитания и обучения как 2-х взаимосвязанных компонентов в системе образования;
создание современных технологий воспитания и дополнительного образования детей;
повышение нравственной воспитанности,
развитие чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества, мировой культуре,
приобретение дополнительных знаний об истории, культуре, традициях родного края
Мероприятие 1.
Работа со средствами массовой информации по освещению материалов для родителей школьников, учителей по вопросам воспитания и дополнительного образования
Отдел образования и молодежной политики,
Дом детского творчества, образовательные учреждения
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 2.
Разработка районных целевых мероприятий по патриотическому воспитанию детей и молодежи
Отдел образования и молодежной политики
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 3.
Проведение "круглых столов", конференций по проблемам здорового образа жизни подрастающего поколения
Отдел образования и молодежной политики, ГБУ РО "Пителинская ЦРБ", образовательные учреждения, отдел культуры, спорта и туризма
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 4.
Проведение семинаров по проблемам воспитания и дополнительного образования учащихся
Отдел образования и молодежной политики, Дом детского творчества
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 5.
Проведение смотров-конкурсов:
на лучшую постановку работы по патриотическому воспитанию;
на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной работы;
на лучшую постановку работы по дополнительному образованию
Отдел образования и молодежной политики, Дом детского творчества, отдел культуры, спорта и туризма
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 6.
Обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности обучающегося
Отдел образования и молодежной политики, образовательные учреждения
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 7.
Обобщение опыта по организации гражданского, патриотического, физического, эстетического воспитания, дополнительного образования в образовательных учреждениях
Отдел образования и молодежной политики, Дом детского творчества
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 8.
Создание банка данных образовательных программ дополнительного образования детей по всем направлениям
Дом детского творчества
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 9.
Внедрение в практику работы инновационных образовательных программ для учреждений дошкольного образования, обеспечивающих формирование экологической культуры воспитанника и приобщение его к истории и культуре родного края
Отдел образования и молодежной политики, Дом детского творчества, дошкольные учреждения
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 10.
Освещение на сайте ОО и МП информации о достижениях воспитанников, учащихся и педагогов УДОД, ОУ
Отдел образования и молодежной политики
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
Задача 4.
Усиление гуманитарной и практической направленности образовательных областей, включение в их содержание материала, способствующего освоению учащимися ценностей общества и культуры Рязанской области, Пителинского муниципального района, в которых они живут, способов самоопределения в них, усиление взаимодействия отдела образования и педагогических коллективов с детскими общественными организациями в деле воспитания гражданина России, в том числе
Администрация МО - Пителинский муниципальный район
0,0
0,0
0,0
0,0
Создание системы единых действий по воспитанию детей всеми заинтересованными общественными и муниципальными учреждениями
Мероприятие 1.
Заключение двухсторонних договоров о сотрудничестве, развитии и поддержке проектов и программ деятельности детских общественных организаций и органов образования
Отдел образования и молодежной политики, отдел культуры, спорта и туризма, ГБУ РО "Пителинская ЦРБ"
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 2.
Проведение "круглых столов" с представителями заинтересованных организаций по проблемам воспитания подрастающего поколения
Отдел образования и молодежной политики, отдел культуры, спорта и туризма ГБУ РО "Пителинская ЦРБ"
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 3.
Организация и проведение в образовательных учреждениях военно-спортивных праздников, учебных сборов, соревнований по различным видам спорта
Отдел образования и молодежной политики, отдел культуры, спорта и туризма, отдел военного комиссариата
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 4.
Проведение районных и участие в областных соревнованиях "Школа безопасности", "Безопасное колесо", дружин юных пожарных
Отдел образования и молодежной политики, отдел культуры, спорта и туризма, отдел ГО и ЧС, ОГИБДД, отделение надзорной деятельности Пителинского района ГУ МЧС России по Рязанской области
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 5.
Организация и проведение муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Отдел образования и молодежной политики
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 6.
Организация и проведение районных творческих и лит конкурсов "Слово доброе посеять", выставок рисунков "Краски земли Рязанской", декоративно-прикладного и технического творчества "Планета детства"
Отдел образования и молодежной политики, отдел культуры, спорта и туризма,
Дом детского творчества
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 7.
Организация и проведение в образовательных учреждениях профилактических операций "Внимание - дети!", "Осторожно - огонь!"
Отдел образования и молодежной политики,
отдел ГО и ЧС, ОГИБДД, отделение надзорной деятельности Пителинского района ГУ МЧС России по Рязанской области
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 8.
Ежегодная операция "Подросток"
Отдел образования и молодежной политики, КДН и ЗП
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 9.
Проведение районного конкурса по школьному краеведению "Рязанская земля. История. Памятники. Люди" по итогам исследовательской работы и творческой деятельности учащихся
Отдел образования и молодежной политики, образовательные учреждения
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 10.
Проведение слета представителей детских общественных организаций района
Отдел образования и молодежной политики, образовательные учреждения
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 11.
Проведение районного фестиваля воспитанников объединений дополнительного образования детей
Отдел образования и молодежной политики, Дом детского творчества
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 12.
Участие в работе областных профильных лагерей, лагерей актива детей и молодежи "Пламенный", "Рубин", "Зарница"
Отдел образования и молодежной политики, образовательные учреждения
средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 13.
Организация и проведение в образовательных учреждениях акции "Нет наркотикам"
Отдел образования и молодежной политики, образовательные учреждения ГБУ РО "Пителинская ЦРБ"
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
Мероприятие 14.
Организация лагерей с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений
Отдел образования и молодежной политики, образовательные учреждения
Средства районного бюджета
0,0
0,0
0,0
0,0
X
X. Состав и сроки предоставления
отчетности об исполнении Программы
Отдел образования и молодежной политики администрации муниципального образования - Пителинский муниципальный район ежегодно включает информацию о реализации Программы в публичный отчет и размещает его на официальном сайте отдела образования и молодежной политики.
XI. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы предполагает:
- создание организационно-педагогических условий для приоритетности воспитания в процессе образования, обеспечение единства воспитания и обучения как 2-х взаимосвязанных компонентов в системе образования;
- создание современных технологий воспитания и дополнительного образования детей;
- повышение нравственной воспитанности, развитие чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества, мировой культуре;
- приобретение дополнительных знаний об истории, культуре, традициях родного края,
- создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшего развития воспитания и дополнительного образования обучающихся: гражданина, патриота, обладающего созидательной активностью, высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, способного к защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, достойного представителя своего народа;
- функционирование системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания, развитие профессиональных навыков и педагогической компетенции педагогов;
- создание системы единых действий по воспитанию детей всеми заинтересованными общественными и муниципальными учреждениями.
------------------------------------------------------------------