Постановление Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 12.11.2013 N 1205 "Об утверждении муниципальной программы Ряжского муниципального района "Одаренные дети" на 2014 - 2020 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
РЯЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. № 1205
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЯЖСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Администрации муниципального
образования - Ряжский муниципальный район
Рязанской области
от 30.12.2014 № 1594, от 29.04.2015 № 436)
В целях реализации государственной молодежной политики и развития системы работы с одаренными детьми в муниципальном образовании - Ряжский муниципальный район Рязанской области администрация Ряжского муниципального района постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу Ряжского муниципального района "Одаренные дети" на 2014 - 2020 годы согласно приложению
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации по социальным вопросам, начальника управления образования и молодежной политики Сурину С.К.
Глава администрации Ряжского
муниципального района
В.Н.КАШИРСКИЙ
Приложение
к Постановлению
администрации муниципального
образования - Ряжский
муниципальный район
Рязанской области
от 12 ноября 2013 г. № 1205
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РЯЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
НА 2014 - 2020 ГОДЫ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Администрации муниципального
образования - Ряжский муниципальный район
Рязанской области
от 30.12.2014 № 1594, от 29.04.2015 № 436)
1. Паспорт Программы
Наименование Программы
Муниципальная программа Ряжского муниципального района "Одаренные дети" на 2014 - 2020 годы (далее - Программа)
Заказчик Программы
Администрация МО - Ряжский муниципальный район Рязанской области
Разработчик Программы
Администрация МО - Ряжский муниципальный район Рязанской области;
Управление образования и молодежной политики МО - Ряжский муниципальный район Рязанской области
Основание для разработки Программы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Закон Рязанской области от 29.08.2013 № 42-ОЗ "Об образовании в Рязанской области".
3. Конвенция о правах ребенка ООН 1989 года.
4. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761).
5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа".
6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Исполнители Программы
Управление образования и молодежной политики МО - Ряжский муниципальный район Рязанской области;
Отдел культуры и туризма муниципального образования - Ряжский муниципальный район;
Образовательные организации муниципального образования - Ряжский муниципальный район
Цели и задачи Программы
Развитие комплекса образовательных, социальных и психолого-педагогических условий для интеллектуально-творческой самореализации одаренных детей в рамках единого пространства
Сроки реализации Программы
2014 - 2020 гг.
Прогнозируемые объемы и источники финансирования
Бюджет Ряжского муниципального района
Для реализации мероприятий Программы требуется:
средства бюджета Ряжского муниципального района - 1020200 рублей
в том числе:
в 2014 г. - 98000 руб.;
в 2015 г. - 153700 руб.;
в 2016 г. - 153700 руб.;
в 2017 г. - 153700 руб.;
в 2018 г. - 153700 руб.;
в 2019 г. - 153700 руб.;
в 2020 г. - 153700 руб.
(в ред. Постановлений Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 30.12.2014 № 1594, от 29.04.2015 № 436)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
- Увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка, до 3,5% от общего числа школьников;
- развитие сети профильных программ образовательных организаций;
- повышение квалификации и объединение потенциала педагогов, работающих с одаренными детьми (обучение педагогов);
- увеличение показателей участия школьников Ряжского района в интеллектуальных конкурсах и турнирах регионального и федерального уровней;
- создание условий для устойчивого роста уровня развития интеллектуального потенциала юных талантов
2. Характеристика проблемы, решение которой
осуществляется путем реализации Программы
Проблема привлечения внимания педагогической общественности к вопросам детской одаренности, усиления работы с одаренными детьми на территории Ряжского района обусловила необходимость разработки муниципальной программы "Одаренные дети". Данная программа, реализованная в 2011 - 2013 годах, позволила систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.
В Ряжском районе нет ни одного вуза, только несколько филиалов на базе общеобразовательных учреждений. Развивается сеть дополнительного образования.
Межведомственное взаимодействие в работе со всеми структурами района помогает увидеть каждого ребенка, помочь ему раскрыться, стать востребованным и замеченным всеми.
Подводя итоги программы "Одаренные дети" можно сделать вывод, что цель программы выполнена - созданы условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей Ряжского муниципального района, ожидаемые результаты достигнуты:
1. Увеличилось число одаренных детей, которым оказывается поддержка:
- в 2013 - 2014 учебном году 12 учащихся Ряжского района получают ежемесячную именную стипендию;
- более 100 школьников, получив поддержку районной целевой программы "Одаренные дети", очень успешно представляют Ряжский муниципальный район на конкурсах, олимпиадах, турнирах, конференциях регионального и всероссийского уровня;
- при управлении образования и молодежной политики муниципального образования - Ряжский муниципальный район действует информационно-методический центр, в котором созданы условия для исследовательской работы и познавательной деятельности учащихся;
- поддержка оказывается родителям, учащимся в виде мастер-классов, проводится индивидуальное консультирование.
2. Создание сети профильных программ образовательных организаций:
- разработана система взаимодействия образовательных организаций района с ВУЗами;
- обеспечение консультационно-методической поддержки образовательных организаций района по работе с одаренными детьми и проведение районных олимпиад, конкурсов, мероприятий для школьников.
3. Повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми:
- более 20 педагогов района приняли участие в семинарах, лекциях, круглых столах, мастер-классах, конференциях и других формах повышения квалификации;
4. Совершенствование системы работы с одаренными детьми:
- в городе была создана система проведения вокальных конкурсов для детей и молодежи:
"Цветик-семицветик" (возраст участников - 5 - 16 лет);
конкурс молодых исполнителей отечественной эстрадной песни "Музыкальный серпантин" (возраст участников - 15 - 25 лет);
"Поклон тебе, солдат России", "Просто песня";
- дети нашего района успешно выступают на региональных, всероссийских конкурсах, олимпиадах и др.
Программа "Одаренные дети" получила широкое распространение, сформировала свою нишу в образовательном пространстве района. Четко определились статус и престиж Программы, сформированы известность и традиции. Работа с одаренными детьми стала неотъемлемой частью развития большинства общеобразовательных организаций района.
Таким образом, можно признать, что реализация муниципальной целевой программы "Одаренные дети" в 2011 - 2013 годах прошла успешно и были подготовлены условия для перехода педагогического сообщества к деятельности по поддержке одаренных детей района.
При этом нельзя не отметить те проблемы и сложности, которые возникли в ходе реализации программы. Структурирование и ранжирование этих проблем позволяет выделить наиболее значимые и общие:
1. Проблема организации и координации деятельности:
- отсутствие необходимости в деятельности районных опорных центров программы по причине перехода на более высокий уровень развития данного направления, изменения механизмов регулирования и координации;
- не отработан механизм сопровождения деятельности экспериментальных площадок;
- вузы, центры, общественные организации и средства массовой информации района готовы сотрудничать только на основе финансовой заинтересованности;
- отсутствие системы привлечения спонсорских средств.
2. Проблема ресурсного обеспечения реализации Программы:
- недостаточное материально-техническое и дидактическое обеспечение учебных курсов для одаренных детей;
- невозможность привлекать высококвалифицированных специалистов из-за низкой заработной платы;
- неудовлетворение потребности в целенаправленном, специализированном повышении квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми (повышение квалификации педагогов осуществлялось в основном как обмен уже существующим опытом);
- денежные взносы для участия в конкурсах различных уровней;
- недостаточное программное и методическое обеспечение учебного процесса одаренных детей;
- отсутствие возможности для участия одаренных детей района во многих интеллектуально-творческих мероприятиях федерального и международного уровней.
3. Проблема качества образовательных мероприятий:
- мероприятия Программы, часть из которых уже стала уже традиционной, значимо отличаются между собой по качеству, уровням и условиям организации;
- недостаточное финансирование проводимых мероприятий в районе;
- разный уровень организации работы с одаренными детьми в учебных заведениях района.
Проблема информационно-методического обеспечения:
- отсутствие поддержки программы со стороны средств массовой информации;
- недостаточное финансирование и, соответственно, недостаточное использование интернет-ресурсов для поддержки программы;
- недостаточно возможностей для обобщения накопленного передового опыта и представления имеющихся разработок по работе с одаренными детьми;
- информационное обеспечение реализуется в основном через образовательные организации, нет выхода на родительскую общественность напрямую.
Анализ достигнутых результатов и существующих проблем показал, что программа "Одаренные дети" за годы реализации перешла с локального уровня к районному, областному, федеральному уровню, сложились системы работы с одаренными детьми в большинстве образовательных организаций. Все вышесказанное определяет необходимость дальнейшего развития данного направления, перехода на качественно новый уровень в рамках реализации муниципальной программы Ряжского муниципального района "Одаренные дети" на 2014 - 2020 годы.
3. Цели и задачи реализации Программы
Основная (стратегическая) цель Программы заключается в развитии комплекса образовательных, социальных и психолого-педагогических условий для интеллектуально-творческой самоактуализации и самореализации одаренных детей в рамках единого пространства.
Задачи Программы:
1. Обеспечение организационно-содержательных условий комплексного управления развитием системы работы с одаренными детьми района, в том числе создание системы взаимодействия образовательных организаций различного уровня с целью воспитания и организации досуга одаренных детей, направленной на формирование гражданской позиции, мотивации творческой созидательной деятельности, адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
2. Создание необходимых психолого-педагогических условий для качественного удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей и подростков.
3. Создание условий для участия одаренных детей в интеллектуально-творческих мероприятиях регионального и федерального уровней.
4. Создание целостной системы повышения квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, и развитие материально-технической базы для обучения одаренных детей в образовательных организациях района.
5. Информирование общественности о результатах реализации Программы со стороны районных средств массовой информации и повышение доступности информационно-образовательных ресурсов для одаренных детей и их родителей, а также специалистов, работающих с одаренными детьми (нормативно-правовых документов, образовательных интернет-ресурсов, электронных учебных материалов по вопросам развития детской одаренности).
Каждая из задач носит комплексный характер, так как включает в себя координационную, кадровую, образовательную, материально-техническую и информационно-методическую направленности работы в рамках Программы.
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы предусматривает выделение денежных средств управлением образования и молодежной политики муниципального образования - Ряжский муниципальный район на:
- выплату именных стипендий учащимся общеобразовательных организаций;
- проведение олимпиад, смотров, конкурсов, фестивалей, конференций.
5. Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 01.01.2014 по 31.12.2020.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Основным источником финансирования Программы является:
средства бюджета Ряжского муниципального образования - 1020200 руб.,
(в ред. Постановлений Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 30.12.2014 № 1594, от 29.04.2015 № 436)
в том числе:
в 2014 году - 98000 руб.;
(в ред. Постановления Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 30.12.2014 № 1594)
в 2015 году - 153700 руб.;
(в ред. Постановления Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 29.04.2015 № 436)
в 2016 году - 153700 руб.;
(в ред. Постановления Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 29.04.2015 № 436)
в 2017 году - 153700 руб.;
(в ред. Постановления Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 29.04.2015 № 436)
в 2018 году - 153700 руб.;
(в ред. Постановления Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 29.04.2015 № 436)
в 2019 году - 153700 руб.;
(в ред. Постановления Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 29.04.2015 № 436)
в 2020 году - 153700 руб.
(в ред. Постановления Администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области от 29.04.2015 № 436)
7. Система программных мероприятий
(в ред. Постановления Администрации муниципального
образования - Ряжский муниципальный район
Рязанской области
от 29.04.2015 № 436)
N№ пп
Программные мероприятия, обеспечивающие выполнение задачи
Главные распорядители
Исполнители
Источник финансирования
Объемы финансирования, тыс. руб.
Ожидаемый результат
всего
в том числе по годам
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
Задача 1. Проведение районных олимпиад и участие в областных олимпиадах
Управление образования и молодежной политики МО - Ряжский муниципальный район
Управление образования и молодежной политики МО - Ряжский муниципальный район
Муниципальный бюджет
18
-
3
3
3
3
3
3
Увеличение числа победителей областных олимпиад
2
Задача 2. Назначение именных стипендий учащимся общеобразовательных организаций
Управление образования и молодежной политики МО - Ряжский муниципальный район
Администрация МО - Ряжский муниципальный район, Управление образования и молодежной политики МО - Ряжский муниципальный район
Муниципальный бюджет
936,6
96,0
140,1
140,1
140,1
140,1
140,1
140,1
Увеличение числа стипендиатов
3
Задача 3. Проведение районных смотров, конкурсов, фестивалей, конференций: научно-технического творчества, художественно-эстетического творчества, спортивных достижений, гуманитарных наук, историко-краеведческих, научно-исследовательских, туристических
Управление образования и молодежной политики МО - Ряжский муниципальный район
Администрация МО - Ряжский муниципальный район, Управление образования и молодежной политики МО - Ряжский муниципальный район, Отдел культуры и туризма МО - Ряжский муниципальный район
Муниципальный бюджет
65,6
2,0
10,6
10,6
10,6
10,6
10,6
10,6
Повышение уровня проводимых мероприятий
Итого
1020,2
98
153,7
153,7
153,7
153,7
153,7
153,7
8. Состав и сроки предоставления
отчетности об исполнении Программы
Исполнители программных мероприятий ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, направляют в экономический отдел администрации Ряжского муниципального района информацию об эффективности реализации Программы в предыдущем году.
9. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
и показатели социально-экономической эффективности
- Отработанная схема выявления одаренных детей на ранней стадии;
- созданная и апробированная муниципальная модель психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
- увеличение количества одаренных детей, которым оказывается адресная материальная поддержка со стороны района;
- широкое освещение достижений одаренных детей, в том числе в средствах массовой информации;
- развитие социального партнерства образовательных учреждений района, учреждений культуры, молодежной политики и спорта.
------------------------------------------------------------------