По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Милославского районного суда Рязанской области от 25.12.2013 N 2-263/2013 <О признании частично недействующим Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района, утв. Решением Совета депутатов муниципального образования - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 19.02.2013 N 2>



МИЛОСЛАВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. № 2-263/2013

(извлечение)

Судья Милославского районного суда Рязанской области К.Т.В., при секретаре М.Е.Н., с участием помощника прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Милославского районного суда Рязанской области гражданское дело по заявлению прокурора Милославского района Рязанской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими требованиям федерального и регионального законодательства и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу следующие нормы Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов МО - Липяговское сельское поселение:
- пункт 8 в той части, в которой он не соответствует перечню документов, подтверждающими право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленных ч. 2 ст. 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ (в ред. Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ), а также в той части, в какой он не определяет порядок (процедуру) запроса администрацией МО - Липяговское сельское поселение документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия в организациях, уполномоченных на выдачу соответствующих документов;
- пункт 10 Положения, в той части, в которой он не содержит требование указания в расписке перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам;
- пункт 25 Положения, в части, выделения земельного участка для строительства;
- абзац 3 пункта 28 Положения.
В обоснование требований указал, что Советом депутатов муниципального образования - Липяговское сельское поселение принято решение № 2 от 19.02.2013 "Об утверждении Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района". Приложением к принятому решению является Положение о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района.
Данное решение было опубликовано в Вестнике Липяговского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области № 2 от 28.02.2013.
Прокурор полагает, что отдельные положения решения противоречат требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
Утвержденное решение носит характер нормативно-правового акта, так как в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством является в силу пункта 6 части 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ вопросом местного значения поселения.
Во исполнение части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области, определен Законом Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ.
Законом Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ внесены существенные изменения в Закон Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области". В частности, предусмотрено сокращение перечня документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Предусматривается, что граждане при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся могут представлять только часть документов из перечня, установленного в Законе, остальные документы могут быть получены по межведомственным запросам.
Однако пункт 8 Положения, предусматривающий, что для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи, подписанное всеми дееспособными членами семьи и перечень документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствие с данными изменениями регионального законодательства не приведены.
Пунктом 10 Положения закреплено, что гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, в соответствии с порядком выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Однако содержание расписки не отвечает требованиям, установленным п. 5 ст. 2 Закона Рязанской области № 33-ОЗ от 12.07.2013 в части указания в ней перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Пунктом 6 Закона Рязанской области № 33-ОЗ от 12.07.2013 уточнен срок, в течение которого должно быть принято решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, а именно "не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган".
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Однако пп. 11, 12 Положения в соответствие с данными изменениями законодательства не приведены, чем нарушаются права граждан на своевременное получение результата на свое заявление в виде документа, подтверждающего принятие на учет.
Пунктом 25 Положения определены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Одним из оснований является выделение органом местного самоуправления земельного участка под строительство жилого дома.
Однако данный пункт Положения противоречит статье 4 Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ и п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как исходя из требований указанных норм закона граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Пунктом 28 Положения установлено, что на основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы
Однако Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.02.2012 № 15-ФЗ принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения. Положения п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие предоставление указанной категории лиц вне очереди жилого помещения по договорам социального найма с 1 января 2013 года утратили силу.
Указанные нормы Положения противоречат требованиям действующего законодательства, что нарушает права и интересы всех граждан, которые проживают либо могут находиться на территории МО - Липяговское сельское поселение и которые могут обратиться в администрацию МО - Липяговское сельское поселение в целях постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела, невозможно.
В судебном заседании помощник прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Совет депутатов МО - Липяговское сельское поселение о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, с учетом положений части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав помощника прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, Советом депутатов муниципального образования - Липяговское сельское поселение принято решение № 2 от 19.02.2013 "Об утверждении Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района". Приложением к принятому решению является Положение о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района.
Данное решение было опубликовано в Вестнике Липяговского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области № 2 от 28.02.2013.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 43 Федерального закона № 131 ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.
Согласно статье 33 Устава Липяговского сельского поселения в систему муниципальных правовых актов Липяговского сельского поселения входят в числе прочих решения и иные правовые акты Совета депутатов Липяговского сельского поселения. Муниципальные правовые акты обязательны для исполнения на всей территории поселения. Муниципальные правовые акты поселения не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам и иным нормативным правовым актам Рязанской области, настоящему Уставу.
Таким образом, принятие Решения № 2 от 19.02.2013 "Об утверждении Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района" находится в компетенции Совета депутатов МО - Липяговское сельское поселение.
Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством являются в силу пункта 6 части 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ вопросом местного значения поселения.
Во исполнение части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области, определен Законом Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ.
Законом Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ внесены существенные изменения в Закон Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области". В частности, предусмотрено сокращение перечня документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Предусматривается, что граждане при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся могут представлять только часть документов из перечня, установленного в Законе, остальные документы могут быть получены по межведомственным запросам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление в орган, осуществляющий принятие на учет, по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона документами, подтверждающими право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются:
1) документы о составе семьи (справка с места жительства о составе семьи и занимаемой площади, выписка из домовой книги, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и другие документы);
2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (в случае постановки на учет как малоимущего);
3) документы, подтверждающие право пользования жилыми помещениями, занимаемыми гражданином и (или) членами его семьи (договор найма или поднайма, ордер на жилое помещение);
4) документы, подтверждающие наличие (отсутствие) у гражданина на праве собственности жилых помещений:
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданные территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, представляемые каждым дееспособным членом семьи заявителя;
справка, выданная органами (организациями), которые в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" осуществляли регистрацию прав на объекты недвижимости;
5) документы, подтверждающие право на дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь);
6) документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений;
7) документы, подтверждающие право на включение в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (для граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 2 Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ орган, осуществляющий принятие на учет, самостоятельно запрашивает документы (их копии или содержащиеся в них сведения), указанные в пунктах 2, 4, 6 части 2 настоящей статьи, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в порядке, предусмотренном соглашением о межведомственном взаимодействии, если такие документы не были представлены гражданином по собственной инициативе.
При этом пунктом 8 Положения установлено, что для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) документы, подтверждающие состав семьи (справка с места жительства о составе семьи и занимаемой площади, выписка из домовой книги, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи);
2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим;
3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: документы, подтверждающие право пользования жилыми помещениями, занимаемыми заявителем и членами его семьи (договор найма или поднайма, свидетельство о регистрации права собственности);
4) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя, в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение;
5) документы, подтверждающие право на дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь);
6) документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям);
7) документы, подтверждающие право на включение в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (для граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений).
Таким образом, перечень документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленный в Положении, в соответствие с данными изменениями регионального законодательства не приведен.
Применение пункта 8 Положения в действующей редакции возлагает обязанность предоставления заявителем документов, не предусмотренных законодательством, что свидетельствует о завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права. Отсутствие одного или нескольких документов в силу пункта 13 Положения является основанием для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, непредоставление заявителем документов, указанных в подпунктах 2, 4 и 6 пункта 8 Положения, может привести к незаконному отказу в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Закона Рязанской области от 12.07.2013 33-ОЗ гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении представленных им документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Однако пунктом 10 Положения закреплено, что гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, в соответствии с порядком выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Таким образом, содержание расписки не отвечает требованиям, установленным п. 5 ст. 2 Закона в части указания в ней перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Пунктом 6 Закона Рязанской области № 33-ОЗ от 12.07.2013 уточнен срок, в течение которого должно быть принято решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет, а именно "не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган".
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Однако пункты 11, 12 Положения в соответствие с данными изменениями законодательства не приведены, чем нарушаются права граждан на своевременное получение результата на свое заявление в виде документа, подтверждающего принятие на учет.
Пунктом 25 Положения определены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Так, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- их выезда в другое муниципальное образование на постоянное место жительства;
- приобретения или строительства ими за счет бюджетных средств, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, жилого помещения. Моментом приобретения жилого помещения рекомендуется считать дату проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество;
- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти субсидии на строительство жилого дома;
- выделения органом местного самоуправления земельного участка для этих целей;
- выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Законом Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ "О внесении изменений в Закон Рязанской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" внесены изменения, касающиеся оснований снятия с учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в частности для граждан, имеющих трех и более детей.
Статья 4 указанного Закона определяющая основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложена в новой редакции, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что пункт 25 Положения противоречит требованиям действующего законодательства.
Пунктом 28 Положения установлено, что на основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (действовавшего также до 1 января 2013 года) предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.02.2012 № 15-ФЗ принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения. Положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.
Поскольку указанные нормы Положения противоречат требованиям действующего законодательства, что нарушает права и интересы всех граждан, которые проживают либо могут находиться на территории МО - Липяговское сельское поселение и которые могут обратиться в администрацию МО - Липяговское сельское поселение в целях постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, суд приходит к выводу, что указанные нормы Положения следует признать недействующими.
Согласно частям 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащих федеральному законодательству норм, суд приходит к выводу, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о данном решении подлежит публикации в печатном издании Вестник муниципального образования - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области в течение 10 дней после вступления настоящего решения в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован в данном печатном издании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования прокурора Милославского района Рязанской области удовлетворить.
Признать противоречащими требованиям федерального и регионального законодательства и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу следующие нормы Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов МО - Липяговское сельское поселение № 2 от 19 февраля 2013 года:
- пункт 8 в той части, в которой он не соответствует перечню документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленных ч. 2 ст. 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ (в ред. Законом Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области", а также в той части в какой он не определяет порядок (процедуру) запроса администрацией МО - Липяговское сельское поселение документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия в организациях, уполномоченных на выдачу соответствующих документов;
- пункт 10 Положения в той части, в которой он не содержит требование указания в расписке перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам;
- пункты 11, 12 Положения в части срока, в течение которого должно быть принято решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет;
- пункт 25 Положения, в части выделения земельного участка для строительства;
- абзац 3 пункта 28 Положения.
Сообщение о данном решении подлежит публикации в печатном издании Вестник муниципального образования - Липяговское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области в течение 10 дней после вступления настоящего решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанском областном суде через Милославский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------