По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Милославского районного суда Рязанской области от 25.12.2013 N 2-266/2013 <О признании недействующим абзаца 3 пункта 1.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений", утв. Постановлением администрации муниципального образования - Кочуровское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 17.10.2013 N 99>



МИЛОСЛАВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 25 декабря 2013 г. № 2-266/2013

(извлечение)

Судья Милославского районного суда Рязанской области К.Т.В., при секретаре М.Е.Н., с участием помощника прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Милославского районного суда Рязанской области гражданское дело по заявлению прокурора Милославского района Рязанской области об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абз. 3 пункта 1.3 административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений", утвержденного Постановлением главы муниципального образования - Кочуровское сельское поселение от 17.10.2013 № 99. В обоснование требований указал, что главой МО - Кочуровское сельское поселение принято Постановление № 99 от 17.10.2013 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений". Приложением к принятому постановлению является утвержденный регламент.
Данное постановление было опубликовано в Информационном Вестнике Кочуровского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области № 8 от 17.10.2013.
Прокурор полагает, что отдельные положения административного регламента противоречат требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.
Утвержденный административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений" (далее Регламент) носит характер нормативно-правового акта, т.к. в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством является в силу пункта 6 части 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ вопросом местного значения поселения.
Пунктом 1.3 Регламента установлено, что получателями муниципальной услуги являются граждане, состоящие на учете в Администрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях (признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях), из них: вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Однако Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.02.2012 № 15-ФЗ принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", введенной в действие с 1 января 2013 года, которая предусматривает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие предоставление указанной категории лиц вне очереди жилого помещения по договорам социального найма, с 1 января 2013 года утратили силу.
Указанные нормы регламента противоречат требованиям действующего законодательства, что нарушает права и интересы всех граждан, которые проживают либо могут находиться на территории МО - Кочуровского сельского поселения и которые могут обратиться в администрацию МО - Кочуровское сельское поселение в целях заключения договоров социального найма. Установить круг лиц, права и интересы которых нарушаются в настоящее время, и будут нарушаться в будущем, индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностей каждого при разрешении дела, невозможно.
В судебном заседании помощник прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Администрации МО - Кочуровское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Суд, с учетом положений части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Кочуровское сельское поселение.
Выслушав помощника прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что главой МО - Кочуровское сельское поселение принято Постановление № 99 от 17.10.2013 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений". Приложением к принятому постановлению является утвержденный регламент.
Данное постановление было опубликовано в Информационном Вестнике Кочуровского сельского поселения Милославского муниципального района Рязанской области № 8 от 17.10.2013.
Согласно п. 6 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Согласно ст. 24 Устава МО - Кочуровское сельское поселение глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты.
Согласно ст. 32 Устава Кочуровского сельского поселения в систему муниципальных правовых актов Кочуровского сельского поселения входят в числе прочих постановления и распоряжения главы Администрации поселения. Муниципальные правовые акты обязательны для исполнения на всей территории поселения. Муниципальные правовые акты поселения не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также законам и иным нормативным правовым актам Рязанской области, настоящему Уставу.
Согласно п. 1 ст. 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ, местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Таким образом, постановление № 99 от 17.10.2013 "Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений", принято в пределах компетенции администрации МО - Кочуровское сельское поселение.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1.3 Регламента установлено, что получателями муниципальной услуги являются граждане, состоящие на учете в Администрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях (признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях), из них: вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в редакции действовавшей до 1 января 2013 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, (действовавшего также до 1 января 2013 года), предусматривалось, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 29.02.2012 № 15-ФЗ принята новая редакция ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения. Положения пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ с 1 января 2013 года утратили силу.
Поскольку пункт 1.3 Административного регламента противоречит требованиям действующего законодательства, что нарушает права и интересы всех граждан, которые проживают либо могут находиться на территории МО - Кочуровское сельского поселения и которые могут обратиться в администрацию МО - Кочуровское сельское поселение за оказанием муниципальной услуги, предусмотренной регламентом, суд приходит к выводу, что указанные нормы Регламента следует признать недействующими.
Согласно частей 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащих федеральному законодательству норм, суд приходит к выводу, что они подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение о данном решении подлежит публикации в печатном издании Вестник муниципального образования - Кочуровское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области в течение 10 дней после вступления настоящего решения в законную силу, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт официально опубликован в данном печатном издании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования прокурора Милославского района Рязанской области удовлетворить.
Признать абзац 3 пункта 1.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений", утвержденный Постановлением главы муниципального образования - Кочуровское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 17.10.2013 № 99 противоречащим требованиям федерального законодательства и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении подлежит публикации в печатном издании Информационный Вестник муниципального образования - Кочуровское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области в течение 10 дней после вступления настоящего решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Милославский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня его принятия.


------------------------------------------------------------------