Решение Милославского районного суда Рязанской области от 20.12.2013 N 2-257/2013 <О признании частично не действующим Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, утв. Решением Совета депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области от 07.02.2013 N 3>
МИЛОСЛАВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 20 декабря 2013 г. № 2-257/2013
(извлечение)
Милославский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи К.Т.В., при секретаре С.Т.В., с участием помощника прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Милославского районного суда Рязанской области гражданское дело по заявлению прокурора Милославского района Рязанской области об оспаривании части нормативного правового акта Совета депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области,
установил:
Прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими требованиям федерального и регионального законодательства и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу часть Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, утвержденного 07.02.2013 решением Совета депутатов МО - Большеподовечинское сельское поселение:
- пункт 8 в части не соответствия перечню документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленных частью 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ (в ред. Законом Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ), а также в той части, в какой он не определяет порядок (процедуру) запроса администрацией муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия в организациях, уполномоченных на выдачу соответствующих документов;
- пункт 10 Положения в той части, в которой он не содержит требование указания в расписке перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам;
- пункты 11, 12 Положения в части уточнения срока принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет;
- пункт 25 Положения в части, выделения земельного участка для строительства;
- абзац 3 пункта 28 Положения.
Заявленные требования обоснованы тем, что решением Совета депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение принято Постановление № 3 от 07.02.2013 "Об утверждении Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района". Приложением к принятому решению является Положение о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района.
Данное Решение было опубликовано в Информационном бюллетене муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение № 2 от 06.03.2013.
Утвержденное решение носит характер нормативно-правового акта, так как в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.
Законом Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ внесены существенные изменения в Закон Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области". В частности, предусмотрено сокращение перечня документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Предусматривается, что граждане при подаче заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся могут представлять только часть документов из перечня, установленного в Законе, остальные документы могут быть получены по межведомственным запросам.
Пунктом 8 Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района установлено, что для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) документы, подтверждающие состав семьи (справка с места жительства о составе семьи и занимаемой площади, выписка из домовой книги, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи);
2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим;
3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: документы, подтверждающие право пользования жилыми помещениями, занимаемыми заявителем и членами его семьи (договор найма или поднайма, свидетельство о регистрации права собственности);
4) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя, в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение;
5) документы, подтверждающие право на дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь);
6) документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям);
7) документы, подтверждающие право на включение в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (для граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений).
Таким образом, перечень документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленный в Положении не приведен в соответствие с изменениями регионального законодательства.
Кроме этого, элемент административной процедуры, содержащий перечень документов, которые могут быть получены по межведомственным запросам, не нашел своего отражения в Положении, что является коррупциогенным фактором, предусмотренным подпунктом "ж" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.
Кроме этого, применение пункта 8 Положения в действующей редакции переводит норму в разряд коррупциогенных, поскольку обязанность предоставления заявителем документов, не предусмотренных законодательством, свидетельствует о завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт "а" пункта 4 Методики). Помимо этого, отсутствие одного или нескольких документов в силу пункта 13 Положения является основанием для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Таким образом, не предоставление заявителем документов, указанных в подпунктах 2, 4 и 6 пункта 8 Положения, может привести к незаконному отказу в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Пунктом 10 Положения закреплено, что гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, в соответствии с порядком выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Содержание расписки не отвечает требованиям, установленным пунктом 5 статьи 2 Закона в части указания в ней перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Согласно пунктам 11, 12 Положения решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов администрацией Большеподовечинского сельского поселения не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов. Администрация Большеподовечинского сельского поселения не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, уведомление о принятии на учет.
Данные пункты Положения не приведены в соответствие с пунктом 6 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области", чем нарушаются права граждан на своевременное получение результата на свое заявление в виде документа, подтверждающего принятие на учет", которым установлено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Пунктом 25 Положения определены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в числе которых указаны такие основания для снятия граждан с учета, как предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти субсидии на строительство жилого дома; выделения органом местного самоуправления земельного участка для этих целей.
Между тем статьей 4 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Таким образом, пункт 25 Положения противоречит требованиям действующего законодательства.
Пунктом 28 Положения установлено, что на основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании помощник прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л. поддержала заявленные требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Администрация муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направили, возражений не представили.
Выслушав объяснения помощника прокурора Милославского района Рязанской области Р.Е.Л., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.
Право прокурора в пределах своей компетенции на обращение в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части закреплено частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 28 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В судебном заседании установлено, что согласно статье 32 Устава Большеподовечинского сельского поселения в систему муниципальных правовых актов Большеподовечинского сельского поселения входят в числе прочих решения и иные правовые акты Совета депутатов Большеподовечинского сельского поселения.
07.02.2013 Советом депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области принято решение № 3, которым утверждено Положение о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района. Данное решение опубликовано в Бюллетени Большеподовечинского сельского поселения № 2 от 06.03.2013.
Пунктом 8 Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района установлено, что для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1) документы, подтверждающие состав семьи (справка с места жительства о составе семьи и занимаемой площади, выписка из домовой книги, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи);
2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим;
3) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении: документы, подтверждающие право пользования жилыми помещениями, занимаемыми заявителем и членами его семьи (договор найма или поднайма, свидетельство о регистрации права собственности);
4) справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства членов семьи, представляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя, в том числе временно отсутствующими, за которыми сохраняется право на жилое помещение;
5) документы, подтверждающие право на дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь);
6) документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям);
7) документы, подтверждающие право на включение в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (для граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений).
Пунктом 10 Положения закреплено, что гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, в соответствии с порядком выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно пунктам 11, 12 Положения решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных документов администрацией Большеподовечинского сельского поселения не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов. Администрация Большеподовечинского сельского поселения не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, уведомление о принятии на учет.
Пунктом 25 Положения установлены основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, среди которых указаны такие основания для снятия граждан с учета, как предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти субсидии на строительство жилого дома; выделения органом местного самоуправления земельного участка для этих целей.
Пунктом 28 Положения установлено, что на основании Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Указанные обстоятельства подтверждаются решением Совета депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение № 3 от 07.02.2013 "Об утверждении Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района", выкопировкой из печатного средства массовой информации Бюллетене Большеподовечинского сельского поселения № 2 от 06.03.2013, Уставом муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области.
Суд считает, что оспариваемая часть нормативного правового акта - пункты 8, 10, 11, 12, 25, 28 Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, исходя из следующего.
Согласно пунктам 3, 4 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
В силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и с пунктом 1 статьи 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ) для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении гражданин подает заявление в орган, осуществляющий принятие на учет, по месту жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с соглашением о взаимодействии, заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ) документами, подтверждающими право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются:
1) документы о составе семьи (справка с места жительства о составе семьи и занимаемой площади, выписка из домовой книги, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и другие документы);
2) решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (в случае постановки на учет как малоимущего);
3) документы, подтверждающие право пользования жилыми помещениями, занимаемыми гражданином и (или) членами его семьи (договор найма или поднайма, ордер на жилое помещение);
4) документы, подтверждающие наличие (отсутствие) у гражданина на праве собственности жилых помещений:
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданные территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, представляемые каждым дееспособным членом семьи заявителя;
справка, выданная органами (организациями), которые в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" осуществляли регистрацию прав на объекты недвижимости;
5) документы, подтверждающие право на дополнительную площадь (для граждан, имеющих право на дополнительную площадь);
6) документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения требованиям, установленным для жилых помещений;
7) документы, подтверждающие право на включение в списки лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений (для граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ) орган, осуществляющий принятие на учет, самостоятельно запрашивает документы (их копии или содержащиеся в них сведения), указанные в пунктах 2, 4, 6 части 2 настоящей статьи, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациям, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в порядке, предусмотренном соглашением о межведомственном взаимодействии, если такие документы не были представлены гражданином по собственной инициативе.
Таким образом, перечень документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и порядок предоставления указанных документов, установленный в пункте 8 Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, противоречит Жилищному кодексу РФ и Закону Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ, действующей с 1 января 2013 года).
Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 5 статьи 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ) гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении представленных им документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Между тем, содержание расписки, определенное пунктом 10 Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, не отвечает требованиям, установленным частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ), поскольку не содержит требования об указании на перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.
Согласно частям 5, 6 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 6 статьи 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ) решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
Однако пункты 11, 12 Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, противоречит Жилищному кодексу РФ и Закону Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ, действующей с 1 января 2013 года) в части начала исчисления срока для принятия решения о постановке на учет или об отказе в постановке на учет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ, действующей с 1 января 2013 года) предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей.
Таким образом, пункт 25 Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, предусматривающий такие основания для снятия граждан с учета, как предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти субсидии на строительство жилого дома; выделения органом местного самоуправления земельного участка для этих целей, не исключающий граждан, имеющих трех и более детей, противоречит Жилищному кодексу РФ.
Согласно части 1 статьи 109.1. Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, пункт 28 Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, которым установлено, что указанной выше категории лиц жилые помещения предоставляются по договорам социального найма, противоречит Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года).
В связи с изложенным суд считает, что оспариваемая часть нормативного правового акта Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение № 3 от 07.02.2013 - противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ, действующей с 1 января 2013 года), Закону Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Рязанской области" (в редакции Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ, действующей с 1 января 2013 года), то есть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем этот нормативный правовой акт суд признает недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу. При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление прокурора Милославского района Рязанской области удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу часть Положения о порядке учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о порядке предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма в муниципальном образовании - Большеподовечинское сельское поселение Милославского муниципального района, утвержденного 07.02.2013 решением № 3 Совета депутатов муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение:
- пункт 8 в части не соответствия перечню документов, подтверждающих право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленных частью 2 статьи 2 Закона Рязанской области от 20.12.2005 № 139-ОЗ (в ред. Закона Рязанской области от 12.07.2013 № 33-ОЗ), а также в той части, в какой он не определяет порядок (процедуру) запроса администрацией муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия в организациях, уполномоченных на выдачу соответствующих документов;
- пункт 10 в той части, в которой он не содержит требование указания в расписке перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам;
- пункт 11, 12 в части срока принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет;
- пункт 25 в части выделения земельного участка для строительства;
- абзац 3 пункта 28.
Сообщение о настоящем решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации Бюллетене муниципального образования - Большеподовечинское сельское поселение.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Милославский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия решения суда.
------------------------------------------------------------------