По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минкультуры Рязанской области от 02.10.2013 N 700 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития государственных учреждений культуры Рязанской области"



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 2 октября 2013 г. № 700

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И
УТВЕРЖДЕНИЮ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
КУЛЬТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях обеспечения устойчивого и динамичного развития сферы культуры Рязанской области, повышения эффективности деятельности государственных учреждений культуры и образования в сфере культуры, подведомственных министерству культуры и туризма Рязанской области (далее - учреждения), приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации по разработке и утверждению стратегий развития государственных учреждений культуры Рязанской области (далее - методические рекомендации) согласно приложению.
2. Руководителям учреждений (Гречко С.Б., Есенина М.В., Кириллов К.Г., Чернышова М.В., Кауркина М.В., Гришина Н.Н., Окружная Т.Н., Жакенова В.Г., Иогансон Б.И., Котова М.А., Соловьева Т.Ф., Филатов Е.Б., Лисицына Н.В., Шаповская Е.М., Егоркин А.В., Колдин В.И., Леженкина Л.А.):
- при разработке стратегий развития учреждений руководствоваться настоящими методическими рекомендациями;
- представить проект стратегии в министерство культуры и туризма Рязанской области не позднее 1 ноября 2013 года.
3. Начальникам отделов министерства (Вологжанина Е.А., Гончарова Н.В., Горожанова М.В., Хвастунова А.А.) оказывать содействие подведомственным учреждениям в разработке стратегий развития государственных учреждений.
4. Информационно-аналитическому отделу министерства (Хвастунова А.А.) разместить настоящий приказ на сайте министерства культуры и туризма Рязанской области.
5. Рекомендовать руководителям органов управления культуры муниципальных образований Рязанской области использовать методические рекомендации для разработки стратегии развития муниципальных учреждений культуры.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. министра
В.Ю.ПОПОВ





Приложение
к приказу
и.о. министра культуры и
туризма Рязанской области
от 2 октября 2013 г. № 700

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

Стратегии развития государственных учреждений культуры Рязанской области на период до 2025 года (далее - Стратегия развития) разрабатываются в целях повышения эффективности деятельности государственных учреждений культуры, а также совершенствования управления и достижения результативных показателей деятельности конкретного учреждения.
Стратегия развития основана на утвержденных в установленном порядке программах и решениях, принятых Правительством Рязанской области, министерством культуры и туризма Рязанской области, разрабатывается с учетом действующих в Рязанской области законов и нормативных правовых актов.
Стратегия развития утверждается министерством культуры и туризма Рязанской области.
Стратегия развития включает в себя следующие основные разделы:
- формулировка миссии учреждения;
- анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков;
- определение цели развития учреждения, в том числе с учетом проведенного анализа внутренней и внешней среды и оценки рисков;
- показатели достижения целей развития учреждения с указанием планируемых сроков их достижения;
- мероприятия (производственные, инвестиционные, финансовые, управленческие, кадровые, инновационные), необходимые для достижения целей Стратегии развития в планируемые сроки;
- информация о финансовом и ресурсном обеспечении Стратегии развития;
- план мероприятий по реализации Стратегии развития;
- мониторинг и контроль реализации Стратегии развития.
Стратегия развития учреждения может содержать также дополнительные разделы с учетом специфики деятельности конкретного учреждения.

2. Формулировка миссии учреждения

Одним из самых существенных решений при планировании является выбор цели учреждения. Основная общая цель учреждения обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Незнание основной цели учреждения означает отсутствие логической точки отсчета для наилучшей альтернативы. Миссия детализирует статус учреждения и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:
- определение, какой деятельностью занимается учреждение;
- определение рабочих принципов учреждения под давлением внешней среды;
- выявление культуры учреждения.
В миссию учреждения также входит задача определения основных потребностей потребителей государственных услуг и их эффективного удовлетворения.

3. Анализ внутренней и внешней среды и оценка рисков

При проведении анализа внутренней среды необходимо учитывать сильные, слабые стороны учреждения, возможности и угрозы (SWOT-анализ), а также анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения за период не менее трех последних лет.
В рамках проведения анализа внутренней среды рекомендуется привести: общее описание деятельности учреждения, описание финансовых потоков, производства и предоставления государственных услуг, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности, а также дать описание текущей стратегии развития при ее наличии.
Целесообразно провести оценку рисков реализации Стратегии развития, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения. Также в рамках оценки рисков целесообразно привести описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение.
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного же планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
При проведении анализа внешней среды проводится:
- общий анализ сферы деятельности с описанием прогнозируемых потребностей рынка услуг на перспективу и приоритетных направлений развития учреждения по видам услуг;
- анализ потребителей услуг;
- анализ конкурентной ситуации;
- анализ существующих направлений и перспектив развития межрегионального, общероссийского и международного сотрудничества в достижении поставленных целей;
- анализ прочих значимых факторов (PEST-анализ).

4. Определение цели развития учреждения, в том
числе с учетом проведенного анализа внутренней
и внешней среды и оценки рисков

Общие цели формируются и устанавливаются на основе общей миссии учреждения, а также определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Цели должны быть конкретными и измеримыми, что позволит создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
Необходима ориентация целей во времени, т.е. необходимо понимать не только то, что учреждение хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат.
Достижение цели служит повышению эффективности деятельности учреждения, установление трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.
Цели должны быть взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всем учреждении.

5. Показатели достижения целей развития учреждения
с указанием планируемых сроков их достижения

В данном разделе устанавливаются конкретные, измеримые показатели, оценивающие степень выполнения целей учреждения, установленных в предыдущем разделе.
Показатели могут перекликаться с показателями, установленными в государственных заданиях учреждений, в государственной программе Рязанской области "Развитие культуры на 2014 - 2020 годы".
Рекомендуется определить значения показателей на каждый год, отдельные показатели (если обосновано) могут оцениваться реже, чем ежегодно.

6. Мероприятия (производственные, инвестиционные,
финансовые, управленческие, кадровые, инновационные),
необходимые для достижениях целей Стратегии
развития в планируемые сроки

В данном разделе нужно определить конкретные мероприятия, необходимые для того, чтобы достигнуть целей Стратегии развития.
К таким мероприятиям можно отнести те мероприятия, определенные в государственной программе Рязанской области "Развитие культуры на 2014 - 2020 годы", которые способствуют достижению целей Стратегии развития, но не ограничиваться ими.
Мероприятия рекомендуется также разбить по годам реализации Стратегии развития.

7. Информация о финансовом и ресурсном
обеспечении Стратегии развития

В данном разделе должны быть определены источники финансового обеспечения мероприятий Стратегии развития.
Информация приводится в производной форме, рекомендуется приложить формы бухгалтерской отчетности (баланс), а также планы финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Необходимо обеспечить увязку Стратегии развития с мероприятиями государственной программы Рязанской области "Развитие культуры на 2014 - 2020 годы" (в случае, если учреждение в ней участвует), инвестиционными программами (проектами) (при наличии), финансовыми планами учреждения в целях достижения утвержденных в Стратегии развития целей и задач, а также заявленных финансово-экономических показателей.
Все цели и мероприятия, предусмотренные Стратегией развития, необходимо увязать с источниками финансирования (бюджетными и внебюджетными).

8. План мероприятий по реализации Стратегии развития

По итогам мероприятий, определенных в разделе 6 Стратегии развития, а также необходимого объема финансирования соответствующих мероприятий, определенных в разделе 7, рекомендуется разработать план-график реализации мероприятий Стратегии развития.
В плане-графике целесообразно указать плановые сроки исполнения каждого мероприятия, определить перечень ответственных лиц за исполнение мероприятий в учреждении.

9. Мониторинг и контроль реализации Стратегии развития

Показатели эффективности реализации Стратегии развития должны быть четко измеримыми, закреплены в Стратегии развития и оцениваться ежегодно. В случае недостижения показателей эффективности возможны два варианта развития:
- пересмотр и переоценка показателей в случае объективных факторов, влияющих на их недостижение (значительное снижение финансирования, серьезные структурные преобразования учреждения и т.д.). Данные изменения могут быть внесены только с согласования министерства культуры и туризма Рязанской области;
- признание реализации Стратегии неэффективной.
Нормативная база:
Приказ министерства экономического развития Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 683 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет" (прилагается).
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (в части культуры) (прилагается - не приводится).





МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 ноября 2011 г. № 683

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИЮ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА СРОК ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ




------------------------------------------------------------------