По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Советского районного суда города Рязани от 18.09.2013 N 2-2000/2013 <О признании недействующими абзаца 5 пункта 2.8.1 и абзаца 2 пункта 2.10 Постановления Администрации города Рязани от 24.05.2013 N 1838 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения нанимателю на вселение в занимаемое жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов семьи, проживающих совместно с нанимателем">



СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА РЯЗАНИ

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. № 2-2000/2013

(извлечение)

Судья Советского районного суда г. Рязани, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению Прокурора Советского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим в части Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (согласия) нанимателя на вселение в занимаемое жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов семьи, проживающих совместно с нанимателем", утвержденного Постановлением администрации г. Рязани от 24.05.2012 (в редакции Постановления администрации г. Рязани от 30.08.2013 года, опубликованного в выпуске газеты "Рязанские ведомости" от 07.09.2013),

установил:

Прокурор Советского района г. Рязани, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что 24.05.2013 администрацией г. Рязани было издано являющееся нормативным правовым актом Постановление "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (согласия) нанимателя на вселение в занимаемое жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов семьи, проживающих совместно с нанимателем", опубликованное в выпусках газеты "Рязанские ведомости" от 01.06.2013. Согласно абз. 5 п. 2.8.1 Административного регламента, для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет в уполномоченную организацию, помимо прочего, копии документов, подтверждающих родственные отношения вселяемого гражданина с нанимателем. Полагал, что закон, а именно ст. 67, 69, 70 ЖК РФ, предусматривает необходимость согласия наймодателя только в случае вселения нанимателем других граждан, не являющихся супругами, детьми, родителями нанимателя, не ограничивает круг других граждан только родственниками и разграничивает понятия "вселение других граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов своей семьи" (ч. 1 ст. 70 ЖК РФ) и "признание иных лиц членами семьи нанимателя", которое осуществляется в судебном порядке (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ). Данные нормы не могут быть истолкованы таким образом, что для того, чтобы наниматель мог вселить другого гражданина в качестве проживающего совместно с ним члена своей семьи, предварительно необходимо признать этого гражданина членом своей семьи в судебном порядке. Правовая позиция Верховного Суда РФ также свидетельствует о том, что нанимателем в качестве совместного проживающих с ним членов семьи могут быть вселены граждане, не состоящие с ним в родственных отношениях. Ссылаясь на то, что дальнейшее действие оспариваемого Постановления в имеющейся редакции недопустимо, просил суд признать абз. 5 п. 2.8.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (согласия) нанимателя на вселение в занимаемое жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов семьи, проживающих совместно с нанимателем", утвержденного Постановлением администрации г. Рязани от 24.05.2012, противоречащим закону и недействующим со дня его опубликования.
Впоследствии прокурор заявленные требования уточнил, в окончательной форме просил суд признать абз. 5 п. 2.8.2 и абз. 2 п. 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (согласия) нанимателя на вселение в занимаемое жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов семьи, проживающих совместно с нанимателем", утвержденного Постановлением администрации г. Рязани от 24.05.2012 (в редакции Постановления администрации г. Рязани от 30.08.2013 года, опубликованному в выпуске газету "Рязанские ведомости" от 07.09.2013), противоречащими закону и недействующими со дня опубликования.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Рязани Поплавская С.М. требования, изложенные в уточненном заявлении, поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель Администрации г. Рязани С. заявление прокурора не признала, сославшись на то, что действующая редакция оспариваемых прокурором положений нормативного акта никакому закону, в том числе Жилищному кодексу Российской Федерации, не противоречит.
Выслушав объяснения прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений части 4 статьи 7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (Уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Гражданского Кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части, в том числе, вправе обратиться прокурор.
По смыслу данной нормы и положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в котором определена компетенция прокурора, обращение в суд с требованием о признании акта, противоречащего действующему федеральному законодательству, недействительным является одним из полномочий прокурора, осуществляемых в целях защиты государственных интересов и прав граждан.
В судебном заседании установлено:
24.05.2013 Администрацией г. Рязани было издано Постановление "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (согласия) нанимателю на вселение в занимаемое жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов семьи, проживающих совместно с нанимателем" (далее по тексту - Административный регламент)
Данное постановление, являющееся нормативным правовым актом, было опубликовано в выпуске газеты "Рязанские ведомости" от 01.06.2013.
Постановлением администрации г. Рязани от 30.08.2013, опубликованным в выпуске газеты "Рязанский ведомости" от 07.09.2013, в Административный регламент внесены изменения.
Согласно абзацу 5 (пятому) пункта 2.8.1 Административного регламента (в действующей в настоящее время редакции), "для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет в Уполномоченную организацию, в том числе - копии документов, подтверждающих родственные отношения вселяемого гражданина с нанимателем."
Абзац 2 (второй) пункта 2.10 Административного регламента (в действующей в настоящее время редакции), устанавливающий исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, изложен следующим образом: "- не представлены документы, указанные в пункте 2.8.1 Административного регламента, за исключением документов, указанных в абзаце пятом пункта 2.8.1 при вселении нетрудоспособных иждивенцев, не имеющих родственных отношений с нанимателем, а также граждан, признанных членами семьи нанимателя в судебном порядке".
Вместе с тем, суд полагает, что абзац 5 пункта 2.8.1 и абзац 2 пункта 2.10 Административного регламента в своей взаимосвязи противоречат действующему законодательству.
Так, в силу ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности лишь при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. В соответствии с частью 1 статьи 70 ЖК РФ наниматель вправе с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих, вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей. При этом не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы (часть 5 статьи 50 ЖК РФ). В то же время, для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. (п. 26 Постановления).
Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право (п. 26 Постановления).
Одновременно, в пункте 28 того же Постановления указано, что если на вселение лица в жилое помещение не было получено письменного согласия нанимателя и (или) членов семьи нанимателя, а также согласия наймодателя, когда оно необходимо (часть 1 статьи 70 ЖК РФ), то такое вселение следует рассматривать как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм закона в их взаимосвязи, следует, что нанимателем в качестве членов своей семьи могут быть вселены и граждане, не состоящие с ним в родственных отношениях, как нетрудоспособные иждивенцы, так и иные лица (например, лицо не состоящее в зарегистрированном браке). При этом письменное согласие наймодателя на их вселение должно быть получено до их фактического вселения, поскольку в отсутствие такого согласия вселение будет рассматриваться как незаконное и не порождающее у лица прав члена семьи нанимателя на жилое помещение.
Довод представителя администрации г. Рязани о том, что наймодатель дает предварительное согласие на вселение в качестве членов семьи нанимателя лишь родственников (за исключением детей, супругов, родителей) нанимателя или его нетрудоспособных иждивенцев, а даче согласия на вселение иных лиц, не являющихся родственниками нанимателя, должно предшествовать разрешение судом спора о признании такого лица членом семьи нанимателя, основан на ошибочном толковании закона.
Анализ положений статей 69, 70 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что к исключительной компетенции суда относится лишь вопрос о признании лиц, не являющихся родственниками нанимателя, членами его семьи по договору социального найма, для разрешения которого сторонам спора уже необходимо представить суду доказательство наличия письменного согласия наймодателя на вселение. Причем само по себе наличие такого согласия еще не является бесспорным основанием для положительного решения суда, поскольку суду также следует установить факт фактического вселения, выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что содержащееся в абзаце 5 п. 2.8.1 Административного регламента требование о представлении копий документов, подтверждающих родственные отношения вселяемого гражданина с нанимателем для предоставления муниципальной услуги, являющееся в контексте абзаца 2 п. 2.10 Административного регламента императивным, поскольку его неисполнение влечет безусловный отказ в предоставлении муниципальной услуги, противоречит действующему федеральному жилищному законодательству и нарушает права неопределенного круга граждан на вселение в жилое помещение в качестве членов семьи иных лиц, не являющихся родственниками нанимателей.
Кроме того, согласно пунктам 7, 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
Часть 1 статьи 70 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривает единственное правовое основание для отказа в даче согласия на вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы.
Однако положения абзаца 5 пункта 2.8.1 и абзаца 2 пункта 2.10 Административного регламента в своей правовой взаимосвязи, вопреки требованиям статей 69, 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривают право наймодателя отказать в даче согласия на вселение в жилое помещение в случае непредставления документов, в том числе документов, подтверждающих родственные отношения вселяемого гражданина с нанимателем, а, следовательно, отказать по этим основаниям во вселении в жилое помещение других граждан, не являющихся родственниками нанимателя, и не признанных членами его семьи в судебном порядке.
При таких обстоятельствах дальнейшее действие оспариваемых положений Административного регламента в имеющейся редакции недопустимо.
Согласно части 2 и части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд считает, что оспариваемые нормы Административного регламента должны быть признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку имеет место не проверка законности нормативных актов в связи с рассмотрением спора между конкретными субъектами, а в порядке абстрактного нормоконтроля.
Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, судья

решил:

Заявление Прокурора Советского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать абз. 5 п. 2.8.1 и абз. 2 п. 2.10 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения (согласия) нанимателя на вселение в занимаемое жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов семьи, проживающих совместно с нанимателем", утвержденного Постановлением администрации г. Рязани от 24.05.2012 (в редакции Постановления администрации г. Рязани от 30.08.2013 года, опубликованного в выпуске газеты "Рязанские ведомости" от 07.09.2013), противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Рязанский областной суд через Советский районный суд г. Рязани в течение месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам ст. 209 ГПК РФ и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.


------------------------------------------------------------------