Решение Михайловской районной Думы Рязанской области от 29.11.2013 N 95 "Об утверждении Положения о депутатской этике"
МИХАЙЛОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 29 ноября 2013 г. № 95
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКЕ
В соответствии с Уставом муниципального образования - Михайловский муниципальный район, с Регламентом Михайловской районной Думой Михайловская районная Думы решила:
1. Утвердить Положение о депутатской этике согласно приложению № 1.
2. Данное решение вступает в силу с момента его опубликования.
Глава муниципального образования -
Михайловский муниципальный район,
председатель Михайловской районной Думы
А.И.РАДЮХИН
Приложение № 1
к решению
Михайловской районной Думы
от 29 ноября 2013 г. № 95
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКЕ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Депутатская этика
Депутатская этика - совокупность основных моральных и нравственных норм поведения депутата по отношению к установленным законом правам, обязанностям, к другим депутатам, избирателям и иным лицам.
Отношения депутата с должностными лицами, гражданами и другими депутатами строятся на принципах взаимного уважения и делового этикета.
Статья 2. Основы деятельности депутата районной Думы
1. Деятельность депутата основывается на сочетании интересов государства и интересов своих избирателей, соблюдении законов, следовании моральным принципам, отражающим идеалы добра, справедливости, гуманизма, милосердия, честности и порядочности.
2. Депутат в своей деятельности должен соблюдать безусловный приоритет прав и свобод человека и гражданина, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы Рязанской области, Устав муниципального образования - Михайловский муниципальный район.
3. Депутат должен в равной мере сохранять собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, а также должностных лиц и граждан.
4. Депутат в своей деятельности, в том числе не связанной с выполнением депутатских полномочий, обязан соблюдать общепризнанные нормы морали и нравственности, поддерживать авторитет депутата.
5. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей и депутатов районной Думы.
Глава 2. ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ НА ЗАСЕДАНИЯХ
РАЙОННОЙ ДУМЫ, ДРУГИХ ЕЕ ОРГАНОВ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
С ДЕПУТАТАМИ
Статья 3. Деятельность депутата в Михайловской районной Думе
1. Каждый депутат содействует созданию в районной Думе атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и сотрудничества.
2. Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия и уважительного отношения независимо от их политической принадлежности.
3. Депутат обязан всесторонне учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений, проявлять уважение к мнению сотрудников аппарата районной Думы. Депутат не должен проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов и иных подобных методов.
Статья 4. Обязательность участия в работе районной Думы, других ее органов
Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях районной Думы, других ее органов, членом которых он является. При невозможности присутствовать на заседании депутат заблаговременно информирует об этом аппарат Думы соответственно о причинах отсутствия.
К уважительным причинам относятся: болезнь депутата, командировка, отпуск, семейные обстоятельства.
Статья 5. Соблюдение порядка работы районной Думы, других ее органов
Участвуя в заседаниях районной Думы, других ее органов, депутат должен следовать принятому порядку работы в соответствии с Регламентом.
Статья 6. Ограничения во время проведения заседаний
1. Не допускаются выступления без предоставления слова председательствующим, выступления не по повестке дня, выкрики, прерывание выступающего.
2. Выступающий на заседании депутат не вправе употреблять грубые, оскорбительные и некорректные выражения и жесты, наносящие ущерб чести и достоинству других депутатов, граждан и должностных лиц, призывать к незаконным и насильственным действиям, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес.
3. Недопустимы самовольные действия по прекращению заседания районной Думы, других ее органов, в том числе уход из зала в знак протеста, для срыва заседания.
4. Депутатам рекомендуется во время проведения заседаний не пользоваться сотовой связью.
Статья 7. Форма обращений и выступлений депутата
1. Участвуя в заседаниях Думы, других ее органов депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председателю, депутатам, сотрудникам аппарата Думы и иным лицам, присутствующим на заседании.
Депутаты должны обращаться официально друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседания.
Не допускаются фамильярные и пренебрежительные обращения.
2. Депутат перед началом выступления должен продумать свою речь, чтобы она носила четкую направленность по существу предмета обсуждения.
Выступающий должен изъясняться доступным языком, не допуская пространных выражений.
3. Депутат, выступая на заседаниях районной Думы, других ее органов, в средствах массовой информации, на собраниях и митингах с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан, обязан использовать только достоверные проверенные факты.
Выступления депутата должны быть корректными, не ущемлять честь, достоинство и деловую репутацию должностных лиц и граждан.
4. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных критических выступлениях непроверенных фактов депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы были затронуты этим выступлением.
Статья 8. Лишение права голоса по отдельному вопросу
1. Выступающий на заседании районной Думы, других ее органов не должен превышать время, отведенное для выступления Регламентом, и отклоняться от обсуждаемого вопроса.
2. Если выступающий превысил отведенное ему для выступления время, председательствующий прерывает его и выясняет, сколько времени выступающему нужно для продолжения выступления. По предложению председателя время, необходимое для окончания выступления, продлевается с согласия большинства депутатов, присутствующих на заседании.
В случае отклонения выступающего от темы обсуждаемого вопроса председательствующий предупреждает его и предлагает вернуться к обсуждаемому вопросу.
В случае повторного нарушения указанного правила председательствующий с согласия большинства депутатов, присутствующих на заседании районной Думы, лишает выступающего права на выступление по обсуждаемому вопросу.
Глава 3. ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДЕПУТАТА РАЙОННОЙ ДУМЫ С ИЗБИРАТЕЛЯМИ
Статья 9. Взаимоотношения депутата с избирателями
1. Взаимоотношения депутата с избирателями строятся на основе вежливости и взаимного уважения, внимательного отношения депутата к обращениям, жалобам и заявлениям граждан.
2. Представляя интересы своих избирателей, депутат должен:
1) осуществлять свою деятельность в соответствии с наказами избирателей и обещаниями, данными депутатом в период предвыборной кампании;
2) на встречах с избирателями представлять достоверную информацию о деятельности органов местного самоуправления муниципального образования - Михайловский муниципальный район;
3) служить достижению гуманных и социальных целей: благополучию жителей, повышению уровня их жизни;
4) проявлять уважение и терпимость к убеждениям избирателей, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному миру и согласию;
5) проявлять выдержку и корректность, особенно в тех ситуациях, когда собственная позиция депутата расходится с мнением избирателя.
Статья 10. Ответственность депутата перед избирателями
1. Депутат районной Думы поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им.
2. Депутат районной Думы принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей.
Депутат районной Думы рассматривает поступившие от избирателей заявления, предложения, способствует, в пределах своих полномочий, правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, лично ведет регулярный прием граждан в общественных приемных на избирательном округе и других, установленных для этих целей местах.
3. Депутат районной Думы в установленном порядке не реже одного раза в год отчитывается перед избирателями, периодически информируя их о своей депутатской деятельности во время личных встреч и через средства массовой информации.
Информация, предоставляемая депутатом избирателям, должна быть полной, достоверной, объективной.
Глава 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕПУТАТОМ ПОЛУЧАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 11. Неразглашение сведений, полученных депутатом в связи с осуществлением депутатских полномочий
Депутат районной Думы не вправе использовать предоставляемую ему государственными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, должностными лицами официальную служебную информацию для извлечения личной выгоды.
Депутат районной Думы не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
1) касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях;
2) относятся к области охраняемой законом тайны личной жизни депутата и стали известны в связи с рассмотрением вопроса о нарушении депутатом правил, предусмотренных настоящим Положением;
3) составляют тайну личной жизни избирателя или иного лица и доверены депутату при условии их неразглашения.
Глава 5. ПРАВИЛА ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ,
ОТНОСЯЩИЕСЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДЕПУТАТСКОГО СТАТУСА
Статья 12. Использование депутатского статуса
1. Депутат районной Думы не вправе использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, должностными лицами и гражданами.
2. Депутат районной Думы вправе использовать помощь служащих администрации Михайловского района и аппарата районной Думы только в связи с выполнением депутатских полномочий.
Статья 13. Ограничение депутатского статуса
1. Депутат районной Думы не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.
2. Депутат районной Думы не вправе выступать от имени районной Думы как его официальный представитель в отношениях с представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, иными государственными, а также общественными органами и органами местного самоуправлении, организациями всех форм собственности, не имея на то специальных полномочий районной Думы.
3. Депутат районной Думы не вправе использовать в целях, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, имущество, средства связи, оргтехнику и другое имущество, предоставленное ему для выполнения депутатских обязанностей.
4. Депутаты при осуществлении депутатской деятельности не должны совершать действий, связанных с влиянием каких-либо частных имущественных и финансовых интересов.
5. Депутат районной Думы не вправе получать от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, физических лиц материальное вознаграждение за содействие принятию положительного решения по вопросам их интересов в районной Думе.
6. Не допускается получение депутатом от лиц или организаций каких-либо услуг, льгот и привилегий, если они не входят в перечень льгот, предоставленных депутату на законном основании.
7. Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо организаций, а также выпускаемой ими продукции.
Статья 14. Возмещение расходов депутата
Для возмещения расходов, связанных с выполнением депутатских обязанностей, депутат районной Думы вправе использовать только официально выделенные или (и) личные средства. Официально выделенные средства должны расходоваться только по прямому назначению.
Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ
Статья 15. Порядок рассмотрения вопросов о нарушении депутатской этики
1. К рассмотрению вопросов о депутатской этике относятся нормы индивидуального поведения депутатов, предусмотренные настоящим Положением.
2. Поводом для рассмотрения вопроса о привлечении депутата к ответственности за нарушение правил депутатской этики является письменное заявление (обращение) депутата (группы депутатов), должностных лиц государственных или муниципальных органов власти, руководителей общественных объединений или организаций всех форм собственности, а также граждан.
3. Письменные заявления (обращения) рассматриваются при условии, что они содержат фамилию, имя, отчество обратившегося, его подпись, данные о месте жительства, контактный телефон, а также сведения о конкретном депутате и его действиях, которые являются основанием для подачи соответствующего заявления (обращения).
4. Рассмотрение вопроса осуществляется не позднее 30 дней со дня получения соответствующего заявления (обращения).
Допускается объединение нескольких заявлений (обращений) о привлечении одного и того же депутата к ответственности в одно рассмотрение.
5. Отзыв заявления (обращения) их автором является основанием для прекращения процедуры привлечения депутата к ответственности, предусмотренной настоящим Положением.
Статья 16. Рассмотрение вопросов, связанных с соблюдением депутатом правил депутатской этики
1. Рассмотрение и толкование этичности поведения депутата, совершаемых им поступков осуществляется комиссией по депутатской этике Совета депутатов, образованной для этих целей (далее - комиссия), в закрытом заседании.
Комиссия утверждается решением Совета депутатов в составе 5 человек на срок полномочий Совета депутатов соответствующего созыва.
2. Заседания комиссии созываются и проводятся по мере необходимости. Порядок обсуждения вопросов на заседании определяется комиссией самостоятельно. Заседание комиссии при рассмотрении вопроса, связанного с нарушением правил депутатской этики, считается правомочным, если в нем приняло участие более половины от общего числа ее членов.
3. На заседание комиссии приглашаются и заслушиваются лица указанные в пункте 2 статьи 16 Положения, депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, а также иные лица, информация которых может помочь выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение.
Отсутствие кого-либо из указанных лиц, извещенных о времени и месте заседания комиссии, не препятствует проведению заседания комиссии.
Не могут являться предметом рассмотрения комиссией вопросы, связанные с этикой личной жизни или производственной (служебной) деятельности депутата, его отношений с общественными организациями и партиями, а также позиции, выраженные при голосовании.
В случае обвинения депутата в совершении неэтичных действий депутат вправе подать в комиссию в письменном виде мотивированный протест, представить документы, дать устные пояснения по существу обвинения.
В случае подачи необоснованного заявления (обращения), затрагивающего честь, достоинство, деловую репутацию депутата, он вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
Статья 17. Принятие решения комиссией по депутатской этике. Меры воздействия за нарушение правил депутатской этики
1. Решение комиссии принимается большинством голосов от общего числа ее членов. При этом депутат, в отношении которого рассматривается заявление (обращение) о нарушении правил депутатской этики, при рассмотрении соответствующего вопроса в голосовании не участвует.
2. В случае установления факта нарушения депутатом правил депутатской этики комиссия может применить одну из следующих мер воздействия:
1) понуждение к принесению депутатом публичных извинений, в том числе и через средства массовой информации в случае, если такое нарушение было допущено через них;
2) объявление депутату публичного порицания;
3) оглашение на заседании районной Думы фактов, связанных с нарушением депутатом правил депутатской этики;
4) информирование избирателей соответствующего округа через средства массовой информации о фактах, связанных с нарушением депутатом правил депутатской этики;
5) направление материалов проверки в правоохранительные органы в случаях, если в действиях депутата имеют место признаки правонарушения.
3. Депутат обязан выполнить решение, принятое комиссией, в срок не позднее 30 дней со дня его принятия.
4. Депутат может быть освобожден от применения мер воздействия, если он своевременно принес публичные извинения.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 18. Основы депутатской деятельности, установленные пунктами 2 - 4 статьи 2 настоящего Положения, распространяются также на лиц, имеющих официальный статус помощника депутата при осуществлении ими соответствующих полномочий. Непринятие депутатом соответствующих мер к своему помощнику, нарушившему правила депутатской этики при осуществлении своей деятельности, влечет применение к депутату мер ответственности, предусмотренных настоящим Положением.
Статья 19. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся решениями Михайловской районной Думы.
------------------------------------------------------------------