По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Касимовского районного суда Рязанской области от 12.11.2013 N 2-1215/2013 <О признании недействующим подпункта 3 пункта 5.8 Положения "О порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области", утв. решением Совета депутатов муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 21.01.2013 N 157>



КАСИМОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. № 2-1215/2013

(извлечение)

Касимовский районный суд Рязанской области в составе: председательствующей судьи П.Е.Ю., при секретаре Г.Т.Г., с участием представителя заявителя - Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры К.Д.И., представителя заинтересованного лица - Администрации муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области - главы администрации П.В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора "О признании противоречащим федеральному законодательству в части Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области (в новой редакции), утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от <...> № (в редакции решения от <...> N)",

установил:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству в части "Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от <...> № (в редакции решения от <...> N). В обоснование заявления указал, что пп. 5.8 п. 3 указанного Положения противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству, а именно указанным подпунктом установлено, что одним из оснований для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
По мнению прокурора, данное основание проведения внеплановой проверки относится исключительно к компетенции органов государственного контроля (надзора), а не к компетенции органов муниципального контроля. Органы местного самоуправления не руководствуются в своей деятельности приказами (распоряжениями) руководителей органов государственного контроля (надзора). Возложение на органы муниципального контроля права проведения внеплановой проверки на основании приказа (распоряжения) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, свидетельствует о проявлении такого коррупциогенного фактора, как предусмотренного п. "Д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", как принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, т.е. нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. Для устранения указанного нарушения Рязанским межрайонным природоохранным прокурором <...> был принесен протест, который, согласно почтовому уведомлению, был получен администрацией <...>. Однако данный протест до настоящего времени не рассмотрен. На 85 заседании Совета депутатов Ардабьевского сельского поселения второго созыва, которое состоялось <...>, в вышеуказанное решение были внесены изменения, которые не имеют отношения к принесенному протесту. Прокурор просил признать указанный подпункт противоречащим федеральному законодательству и обязать Совет депутатов МО - Ардабьевское сельское поселение исключить данный подпункт из Положения.
В судебном заседании представитель Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры заявление поддержал по указанным выше основаниям.
Представитель администрации муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области в судебном заседании с заявлением согласился, пояснив, что они не совсем поняли требования прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от <...> № было утверждено "Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области" (в редакции решения от <...>. N). Данный нормативный правовой акт был опубликован в печатном средстве массовой информации Совета депутатов Ардабьевского сельского поселения "Информационный бюллетень" № за <...>.
Пунктом 5.8 Положения предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля, в том числе подпунктом 3 указанного пункта установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Согласно требованиям статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Земельного кодекса установлено, что муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Согласно п. 20 ст. 14, п. 26 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения и городского округа относится, среди прочих, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений и земель городского округа.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
Исходя из положений вышеуказанных норм наделение органов местного самоуправления полномочиями на проведение на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям является превышением их полномочий. Проведение проверок на указанных выше основаниях относится исключительно к компетенции органов государственного контроля (надзора), а не к компетенции органов муниципального контроля. Органы местного самоуправления не руководствуются в своей деятельности приказами (распоряжениями) руководителей органов государственного контроля (надзора).
Таким образом, суд находит установленным, что пп. 3 п. 5.8 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области (в новой редакции), утвержденное решением Совета депутатов названного муниципального образования от <...> N, нарушает действующее федеральное законодательство и подлежит приведению в соответствие с ним.
В судебном заседании установлено, что Рязанским межрайонным природоохранным прокурором <...> был принесен протест, который, согласно почтового уведомлению, был получен администрацией <...>. Однако данный протест до настоящего времени не рассмотрен. На 85 заседании Совета депутатов Ардабьевского сельского поселения второго созыва, которое состоялось <...>, в вышеуказанное решение были внесены изменения, которые не имеют отношения к принесенному протесту.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Поскольку суд нашел установленным в судебном заседании, что подпункт 3 пункта 5.8 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области (в новой редакции), утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от <...> № (в редакции решения от <...> N), выходит за пределы компетенции муниципального образования, он противоречит федеральному законодательству, поэтому суд находит заявление Рязанского природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению, а указанный нормативный акт - признанию недействующим в указанной части со дня его принятия. Статьей 253 ГПК РФ не предусмотрено право суда требовать от органа, издавшего оспариваемый нормативный акт, его отмены, но сам факт признания данного нормативного акта в обжалуемой части противоречащим закону и недействующим достаточен для того, чтобы указанный подпункт Положения не подлежал применению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 253, 194 - 198 ГПК РФ суд

решил:

Признать подпункт 3 пункта 5.8 Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области (в новой редакции), утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования - Ардабьевское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от <...> № (в редакции решения от <...> N), противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня его принятия.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Касимовский районный суд.


------------------------------------------------------------------