По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Касимовского районного суда Рязанской области от 12.11.2013 N 2-1175/2013 <О признании частично недействующим Административного регламента оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области", утв. Постановлением администрации муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от 28.05.2012 N 33>



КАСИМОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 12 ноября 2013 г. № 2-1175/2013

(извлечение)

Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующей судьи П.Е.Ю., при секретаре Г.Т.Г., с участием представителя заявителя - Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры К.Д.И., представителя заинтересованного лица - Администрации муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области - главы администрации Ч.А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Рязанского межрайонного природоохранного прокурора "О признании противоречащим федеральному законодательству в части Административного регламента оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от <...> № <...>,

установил:

Рязанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству в части Административного регламента оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области" от <...> N. В обоснование заявления указал, что указанный Административный регламент в отдельной части, а именно в части распространения его действия на всю территорию муниципального образования противоречит требованиям федерального законодательства. Так, в соответствии положениям статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к компетенции органов местного самоуправления поселений отнесена организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. В рамках осуществления данных полномочий администрацией регулируется снос зеленых насаждений путем выдачи соответствующих разрешений. Пунктом 1.1 Регламента установлено, что данный административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результата оказания муниципальной услуги, создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при оказании муниципальной услуги. Согласно Регламенту администрация муниципального образования осуществляет выдачу разрешений на снос зеленых насаждений, расположенных на всей территории муниципального образования, без учета того, что в границах муниципального образования могут быть земли, находящиеся в федеральной, частной собственности, а также собственности Рязанской области. В силу статьи 261 Гражданского кодекса РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. В силу статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В связи с изложенным Рязанский межрайонный природоохранный прокурор считает, что администрация муниципального образования не вправе распоряжаться зелеными насаждениями, произрастающими на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ Рязанской области, на земельных участках, находящихся в частной собственности. Для устранения указанного нарушения Рязанским межрайонным природоохранным прокурором <...> был принесен протест главе администрации муниципального образования Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, в котором указано на необходимость приведения Административного регламента в соответствие с требованиями федерального законодательства. Администрацией Ермоловского сельского поселения протест был рассмотрен, было принято соответствующее Постановление от <...> № "О внесении изменений в Административный регламент оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области", но указанное нарушение не было устранено.
В судебном заседании представитель Рязанской межрайонной природоохранной прокуратуры заявление поддержал по указанным выше основаниям.
Представитель администрации муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области в судебном заседании с заявлением согласился, пояснив, что они не совсем поняли требования прокурора.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области № от <...> был утвержден Административный регламент оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области". Данный нормативный правовой акт был опубликован в "Информационном бюллетене муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района" N, <...>. Указанный Административный регламент был принят в соответствии с положением Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно статье 14 указанного Федерального закона к компетенции органов местного самоуправления поселений отнесена организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. В рамках осуществления данных полномочий администрацией регулируется снос зеленых насаждений путем выдачи соответствующих разрешений.
Пунктом 1.1 Административного регламента установлено, что данный административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результата оказания муниципальной услуги, создания комфортных условий для получателей муниципальной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при оказании муниципальной услуги.
Согласно Административному регламенту администрация муниципального образования осуществляет выдачу разрешений на снос зеленых насаждений, расположенных на всей территории муниципального образования.
Суд находит, что распространение действия указанного административного регламента на всю территорию муниципального образования противоречит Конституции РФ и законодательству РФ.
В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно требованиям статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещаются введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности и необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; и в силу части 2 той же статьи запрещается наделение органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из приведенных выше положений законов и оспариваемого Административного регламента усматривается, что он принят без учета того, что в границах муниципального образования могут быть земли, находящиеся в федеральной, частной собственности, а также собственности Рязанской области. В силу приведенных выше законов администрация муниципального образования не вправе распоряжаться зелеными насаждениями, произрастающими на земельных участках, находящихся в федеральной собственности, в собственности субъекта РФ Рязанской области, на земельных участках, находящихся в частной собственности. Распространение действия обжалуемого нормативного акта на всю территорию муниципального образования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - собственников земельных участков, расположенных на территории муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что Рязанским межрайонным природоохранным прокурором <...> был принесен протест главе администрации муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области на Административный регламент оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области", утв. Постановлением администрации муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от <...> N, в котором указано на необходимость приведения Административного регламента в соответствие с требованиями федерального законодательства. Из письма Администрации МО - Ермоловское сельское поселение от <...> на имя и.о. рязанского межрайонного природоохранного прокурора усматривается, что указанный протест был рассмотрен и по нему в Административный регламент внесены изменения <...>. К письму приложено Постановление от <...> № "О внесении изменений в Административный регламент оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области". Но из указанного постановления не усматривается, что противоречащий федеральному законодательству Административный регламент был приведен в соответствие с законодательством.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку суд нашел установленным в судебном заседании, что Административный регламент оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области", утвержденный Постановлением администрации муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области от <...> № противоречит федеральному законодательству в части наделения полномочиями органа местного самоуправления по выдаче разрешений на снос зеленых насаждений, расположенных на всей территории муниципального образования, без учета того, что в границах муниципального образования могут быть земли, находящиеся в федеральной, частной собственности, а также собственности Рязанской области, суд находит заявление Рязанского природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению, а указанный нормативный акт - признанию недействующим в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 253, 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать Административный регламент оказания муниципальной услуги "Выдача разрешений на снос зеленых насаждений на территории муниципального образования - Ермоловское сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области" от <...> № противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части наделения органа местного самоуправления полномочиями по выдаче разрешений на снос зеленых насаждений, расположенных на всей территории муниципального образования, без учета нахождения на территории муниципального образования земель, находящихся в федеральной, частной собственности и собственности Рязанской области.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Касимовский районный суд.


------------------------------------------------------------------