Решение Советского районного суда города Рязани от 17.07.2013 N 2-1835/2013 <О признании недействующим пункта 1 Приложения N 1 Постановления администрации города Рязани от 13.08.2008 N 4969 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС">
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА РЯЗАНИ
РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. № 2-1835/2013
(извлечение)
Судья Советского районного суда г. Рязани, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по заявлению заместителя прокурора Советского района г. Рязани в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим в части Постановление администрации города Рязани от 13.08.2008 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС",
установил:
Заместитель прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим в части Постановления администрации города Рязани от 13.08.2008 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС", мотивируя тем, что установление администрацией города Рязани размера платы за услуги МУП "РМПТС" по вызову представителя предприятия для приемки узла учета на коммерческий расчет фактически означает установление платы за опломбирование - услугу, которая в Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" должна оказываться бесплатно, в связи с чем дальнейшее действие Постановления администрации города Рязани от 13.08.2008 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС" в имеющейся редакции считает недопустимым. Ссылаясь на ст. ст. 45, 251, 253 ГПК РФ, ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", просит признать пункт 1 Приложения № 1 Постановления администрации города Рязани от 13.08.2008 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС" противоречащими закону и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора заявление прокурора поддержал в полном объеме, ссылаясь на то, что пункт 1 Приложения № 1 Постановления администрации города Рязани от 13.08.2008 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС", которым определена плата за вызов представителя для приемки узла учета на коммерческий расчет для населения в сумме ___ рублей противоречит положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", согласно которым вся совокупность действий организации, направленных на опломбирование прибора учета, должна осуществляться для абонента бесплатно.
Представитель администрации г. Рязани с заявлением не согласился, указав на то, что обеспечение ввода установленного прибора учета в эксплуатацию - это обязанность собственника, что само по себе подразумевает ценность такого мероприятия, вызов представителя предприятия для приемки узла учета на коммерческий расчет является самостоятельной услугой, так как направлена на удовлетворение потребности потребителя в дальнейшем иметь возможность рассчитываться по такому прибору учета. Вызов представителя предприятия для приемки прибора учета на коммерческий расчет как самостоятельная услуга включает в себя: проверку на соответствие применяемых приборов учета ГОСТ Р 50601-93; определение количества вводов в квартире и места установки приборов учета; проверку наличия запорной арматуры, сетчатого фильтра и обратного клапана; проверку на отсутствие утечек воды и подсоединения до прибора учета; проверку правильности монтажа - соответствие монтажа требованиям, установленным заводом-изготовителем и указанным в паспорте на прибор. В Постановлении администрации города Рязани от 13.08.2008 не предусмотрена такая услуга, как опломбировка приборов учета. Пломбирование прибора учета не входит в стоимость услуги по вызову представителя для приемки прибора на коммерческий расчет и осуществляется в соответствии с п. 5 ст. 20 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" на бесплатной основе, в связи с чем считает постановление не противоречащим действующему законодательству РФ, просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения помощника прокурора Советского района г. Рязани К.Ю.Н., представителя администрации г. Рязани У.А.Ю., исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
На основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам.
13.08.2008 администрацией города Рязани было вынесено Постановление "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС".
Указанное постановление опубликовано в выпусках газеты "Рязанские ведомости" от 19.08.2008, является нормативным правовым актом.
Пунктом 1 Приложения № 1 постановления определена для населения стоимость услуг МУП "РМПТС" за вызов представителя предприятия для приемки узла учета на коммерческий расчет в размере ___ рублей.
1 января 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В силу части 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", определяющей порядок организации коммерческого учета ресурсов водоснабжения и водоотведения, приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Федерального закона под абонентом понимается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения. Пунктом 11 названной статьи Закона под коммерческим учетом воды понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды с помощью средств измерений (приборов учета) или расчетным способом.
Исходя из изложенного, указанные абоненты в случае заключения с МУП "РМПТС" договора водоснабжения имеют право на бесплатное опломбирование данной организацией приборов учета воды (за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц).
Опломбирование организацией приборов учета энергоресурсов невозможно без выхода специалиста данной организации к месту установления прибора учета и оформления соответствующих документа, подтверждающего опломбирование, при этом, следуя смыслу части 5 статьи 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", вся совокупность действий организации, направленных на опломбирование прибора учета, должна осуществляться для абонента бесплатно.
Таким образом, исходя из изложенного, установление администрацией города Рязани размера платы за услуги МУП "РМПТС" по вызову представителя предприятия для приемки узла учета на коммерческий расчет фактически означает установление платы за опломбирование - услугу, которая в силу приведенных выше норм Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" должна оказываться бесплатно.
Из объяснений представителя администрации г. Рязани следует, что вызов представителя для приемки узла учета на коммерческий расчет не входит в опломбирование узла, которое производится бесплатно.
Между тем опломбирование узла после его установки невозможно без вызова представителя для приемки узла учета на коммерческий учет, который производит опломбировку узла, используемого для коммерческого учета горячей воды, установленного для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения.
Оспариваемая норма не соответствует общеправовому критерию ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку неясно, как возможно опломбировать узел учета без представителя предприятия, которого необходимо вызвать для приемки узла учета на коммерческий расчет, при том что сам факт пломбировки подтверждает то обстоятельство, что узел находится в рабочем состоянии и подлежит принятию на коммерческий учет.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления № 48 от 29 ноября 2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд в этом случае оспариваемый акт в такой редакции признает недействующим.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что пункт 1 Приложения 1 оспариваемого постановления в прейскурантах на услуги населению, оказываемые МУП "РМПТС" в существующей редакции наименования услуг "вызов представителя для приемки узла учета на коммерческий расчет" содержит неопределенность оказываемой услуги, вызывая неоднозначное ее толкование, а также не соответствует части 5 статьи 20 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которой определено, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента.
Необоснованными суд находит ссылки представителя администрации на то, что МУП "РМПТС" является коммерческой организацией, а потому его услуги платные, в том числе вызов представителя для приемки узла учета на коммерческий учет, поскольку это обстоятельство не исключает неоднозначности указанной в прейскуранте услуги по вызову представителя для приемки узла учета на коммерческий учет, осуществляющего опломбирование узла учета, которое должно производиться бесплатно.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, суд считает необходимым признать его недействующим в указанной прокурором части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с положениями части 3 статьи 253 ГПК РФ администрации г. Рязани надлежит опубликовать в газете "Рязанские ведомости" сообщение о принятом судом решении после вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198, ст. 253 ч. 2 ГПК РФ,
решил:
Заявление заместителя прокурора Советского района г. Рязани удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 Приложения № 1 от 13.08.2008 "Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые МУП "РМПТС".
Администрации г. Рязани опубликовать в газете "Рязанские ведомости" сообщение о принятом судом решении.
Решение может быть обжаловано в судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд гор. Рязани.
------------------------------------------------------------------