Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18.04.2013 по делу N А54-6697/2012 <О признании недействующим пункта 2 Постановления ГУ РЭК Рязанской области от 30.07.2012 N 65 "Об установлении тарифа на утилизацию твердых бытовых отходов для потребителей ООО "Золотое тавро" Спасского муниципального района">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу № А54-6697/2012
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Золотое тавро" (далее - ООО "Золотое тавро") обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области (далее - ГУ "РЭК" Рязанской области) о признании Постановления ГУ "РЭК" Рязанской области от 30.07.2012 № 65 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "Золотое тавро" Спасского муниципального района" недействующим.
Представители ООО "Золотое тавро" в судебном заседании (11.04.2013) заявленное требование уточнили и просили суд признать недействующим пункт 2 Постановления ГУ "РЭК" Рязанской области от 30.07.2012 № 65 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Золотое тавро" Спасского муниципального района".
Суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при отсутствии возражений со стороны представителей лиц, участвующих в деле, принял уточнение заявленного требования к рассмотрению по существу, поскольку указанное процессуальное действие является правом заявителя, не противоречит закону и не нарушает интересы других лиц. Представитель ответчика требование заявителя отклонил. Представитель прокуратуры Рязанской области поддержал позицию заявителя. Из материалов дела следует, что 28.03.2012 ООО "Золотое тавро" направило в адрес ГУ "РЭК" по Рязанской области заявление на установление тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2012 г. в размере 430,47 руб./куб. м.
Распоряжением ГУ "РЭК" по Рязанской области № 24р от 26.04.2012 было открыто дело № 766 по государственному регулированию тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО на 2012 г. в отношении ООО "Золотое тавро". По результатам рассмотрения предложений Общества был принят расчет тарифа на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов в размере 158,19 руб./куб. м. Данный тариф был утвержден Постановлением регулирующего органа от 30.07.2012 № 65 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "Золотое тавро" Спасского муниципального района (т. 1 л.д. 9).
Данное постановление ГУ "РЭК" Рязанской области опубликовано в областной газете "Рязанские ведомости" 01.08.2012 № 138 (4189). Не согласившись с данным постановлением в части пункта, определяющего размер устанавливаемого тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением. Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Оспариваемым Постановлением от 30.07.2012 № 65 предусмотрены тарифы на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей ООО "Золотое тавро" без указания конкретных лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по оказанию данных услуг.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое постановление относится к числу нормативных правовых актов и возникший спор подлежит разрешению в порядке, установленном главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования).
В соответствии со статьей 1 Закона № 210-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию. В пункте 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 также предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО отнесены к регулируемым тарифам. Как следует из материалов дела, ООО "Золотое тавро" зарегистрировано в качестве юридического лица 27.10.2009 (т. 1 л.д. 63).
В 2011 году ООО "Золотое тавро" участвовало в торгах и по их результатам было признано победителем в конкурсе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, предназначенного для эксплуатации санкционированной свалки ТБО г. Спасска. В этой связи администрация муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области заключило с ООО "Золотое тавро" договор № А-51-11 аренды земельного участка с кадастровым номером 62 20 0020106 361 от 02.11.2011, в соответствии с пунктом 2.1 которого арендная плата за участок составляет 6500000 рублей в год (1625000 рублей в квартал). Данный договор 24.11.2011 зарегистрирован Управлением Росреестра по Рязанской области. 28.03.2012 ООО "Золотое тавро" направило в адрес ГУ "РЭК" по Рязанской области заявление на установление тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на 2012 г., с просьбой установить тариф в размере 430,47 руб./куб. м.
При этом в смете затрат ООО "Золотое тавро" указало арендную плату за земельный участок в размере 2108,43 тыс. рублей. Затраты в указанном размере подтверждаются платежными документами (платежные поручения № 52 от 17.10.2011 на сумму 421685,20 тыс. руб., № 46 от 15.03.2012 на сумму 1203314,80 тыс. руб., № 11 от 05.05.2012 на сумму 1425636,01 тыс. руб.). Экспертной группой ГУ "РЭК" Рязанской области был проведен анализ представленных Обществом документов, по результатам которого были определены финансовые потребности Общества в размере 1534,46 тыс. руб.
Как следует из заключения экспертной группы (т. 3 л.д. 38) Обществу было отказано во включении в тариф отдельных статей расходов, в том числе связанных с арендой земельного участка для размещения свалки в сумме 2108,43 руб. В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ГУ "РЭК" Рязанской области должно было доказать обоснованность такого существенного снижения затрат Общества.
Статья 3 Закона № 210-ФЗ определяет, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Общий порядок регулирования тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса установлен в статье 9 Закона № 210-ФЗ. Названный порядок детализирован, в частности, в Правилах регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Правила).
В статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что одними из общих принципов регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ).
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность. Данный принцип закреплен и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В силу пункта 24 Основ ценообразования для определения расходов, связанных с производством и реализацией товаров и услуг, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы, расходы организации коммунального комплекса группируются по элементам и статьям затрат.
К элементам затрат относятся: материальные затраты; затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты.
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные:
1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения;
2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период;
4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке;
5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
В процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (пункт 16 Правил).
В пункте 3 Правил определен перечень документов, которые организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса должна представить до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, в частности, заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения; производственная программа; расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности; расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности; бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет; отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
На основании пункта 5 Правил № 520 в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктом 3 Правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение 10 рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения.
Таким образом, в случае представления организацией коммунального хозяйства неполного комплекта документов, необходимых для установления тарифа, орган регулирования должен известить об этом заявителя. Кроме того, орган регулирования также вправе запросить у организации коммунального хозяйства дополнительные документы.
В силу пунктом 6 Правил № 520 в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных п. 3 Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение.
Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела. Исходя из положений пункта 8 Правил № 520 сроки представления документов об установлении тарифов и надбавок в отношении организаций коммунального комплекса, образованных в течение текущего финансового года, определяются органами регулирования.
Пунктом 14 Правил № 520 установлена процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов, которая включает в себя проверку соответствия, рассчитанных заявителем тарифов, финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок (пункт 17 Правил № 520). В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 названного Закона.
В силу пункта 2 статьи 13 Закона № 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, период действия тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, период действия тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также период действия надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется устанавливающим их органом регулирования, поэтому дата вступления в силу постановления тарифного органа об установлении тарифа на товары и услуги организаций коммунального комплекса определяется через один календарный месяц с момента его установления в случае, если период действия утвержденного тарифа не определен установившим его тарифным органом. Согласно Постановлению ГУ "РЭК" Рязанской области от 30.07.2012 № 65, тариф, установленный оспариваемым пунктом 2, в размере 158,19 руб./куб. м, действовал с 01.09.2012.
При этом в соответствии с протоколом заседания Правления ГУ "РЭК" Рязанской области от 30.07.2012 (т. 3 л.д. 42) основанием для исключения из расчета тарифа арендной платы за земельный участок для размещения свалки явилось не представление Обществом обосновывающих расчетов арендной платы.
Вместе с тем, пунктом 23 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями. В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Соответственно, затраты при формировании тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО берутся за календарный год.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что производственная программа ООО "Золотое тавро" на 2012 г. не пересматривалась, Обществом был уточнен только объем твердых бытовых отходов, подлежащий захоронению на санкционированной свалке ТБО г. Спасска (письмо ООО "Золотое тавро" исх. № 91 от 17.07.2012).
Материалами дела подтверждается, что ООО "Золотое тавро", обращаясь в ГУ "РЭК" Рязанской области с заявлением об установлении тарифа на утилизацию ТБО (письмо от 28.03.2012 исх. № 26 с приложением расчетных материалов), представило договор № А-51-11 аренды земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020106:361 от 02.11.2011. Довод ответчика о том, что Общество не представило доказательства несения заявленных в смете затрат, связанных с арендной платой, в размере 2108,43 тыс. руб., судом не принимается во внимание, поскольку ответчик не представил в материалы дела доказательств, что им были запрошены у заявителя указанные документы. Из материалов дела не усматривается, у ответчика имелись препятствия к получению указанных документов в период рассмотрения тарифного дела. В свою очередь, представитель заявителя утверждает, что Общество предъявляло в ГУ "РЭК" Рязанской области платежные поручения.
В этой связи суд признает, поскольку фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что арендные платежи Обществом произведены (подтверждается платежными поручениями № 52 от 17.10.2011 на сумму 421685,20 тыс. руб., № 46 от 15.03.2012 на сумму 1203314,80 тыс. руб., № 11 от 05.05.2012 на сумму 1425636,01 тыс. руб.) оснований сомневаться в обоснованности произведенных Обществом затрат, связанных с арендной платой, нет.
Соответственно, включение арендной платы за земельный участок с кадастровым номером 62:20:0020106:361 с разрешенным использованием - для эксплуатации свалки ТБО является, обоснованным в силу Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод представителя ответчика о том, что 20.04.2012 Общество заключило договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:20:0020106:361, о чем не информировало ГУ "РЭК" Рязанской области, судом отклоняется. Материалы дела свидетельствуют, что на момент издания распоряжения начальника ГУ РЭК Рязанской области от 26.04.2012 № 24р об открытии дела по государственному регулированию тарифов ООО "Золотое тавро" не являлось собственником спорного земельного участка и в расчет себестоимости при формировании тарифа Общество обоснованно заложило арендную плату за вышеуказанный земельный участок. При этом размер арендной платы заложен в смете менее чем за четыре месяца нахождения участка в аренде.
Право собственности перешло к обществу с момента государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка - 21.05.2012 (запись № 62-62-17/010/2012-138). По этом же основаниям суд отклоняет ссылку представителя ответчика о том, что если бы заявитель представил в ГУ "РЭК" Рязанской области договор купли-продажи земельного участка, то размер тарифа составил 178,7 руб./куб. м (включая налоги).
Исходя из части 5 статьи 9 Федерального закона № 210-ФЗ в случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов. ГУ "РЭК" Рязанской области фактически не проводило анализ затрат Общества, связанных с платой за землю (данные расходы исключены из расчета полностью), в связи с чем действительный размер затрат Общества определен не был.
Оценив в совокупности, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что установленный оспариваемым постановлением тариф в размере 158,19 руб./куб. м (включая налоги) в любом случае является экономически не обоснованным, поскольку не обеспечивает финансовые потребности организации коммунального комплекса и полное возмещение затрат.
В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Арбитражный суд считает, что при принятии оспариваемого нормативного акта регулирующим органом не соблюдены требования государственного регулирования тарифов. Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать недействующим Постановление Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области № 65 от 30.07.2012 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Золотое тавро" Спасского муниципального района", в части пункта 2, как не соответствующее требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167, 170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
1. Признать недействующим пункт 2 Постановления Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 30.07.2012 № 65 "Об установлении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Золотое тавро" Спасского муниципального района" как не соответствующий Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
2. Взыскать с Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Золотое тавро" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
3. Решение вступает в законную силу с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
------------------------------------------------------------------