Распоряжение Правительства Рязанской области от 28.02.2013 N 100-р <Об утверждении плана мероприятий ">
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. № 100-р
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р:
1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Рязанской области (2013 - 2018 годы)" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Рязанской области Е.Г.Цареву.
Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ
Приложение
к распоряжению
Правительства Рязанской области
от 28 февраля 2013 г. № 100-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание ("дорожной карты")
1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Рязанской области (2013 - 2018 годы)" разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190, с учетом рекомендаций Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (приказ Минтруда России от 29 декабря 2012 г. № 650).
Основной целью реализации ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Рязанской области (2013 - 2018 годы)" является обеспечение доступности, существенное повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания на территории Рязанской области, увязанных с переходом на "эффективный контракт" ("эффективный контракт" - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки).
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной региональной законодательной базе, предусматривающей дифференцированное оказание социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости граждан, возможность участия при оказании социальных услуг населению негосударственных организаций, индивидуальных поставщиков, благотворителей и добровольцев, внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг, осуществление эффективного контроля за их предоставлением.
Повышению качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания на территории Рязанской области будут способствовать также мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости в формате социального сопровождения.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения на территории Рязанской области, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. В настоящее время демографическая ситуация в Рязанской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией увеличения доли граждан пожилого возраста в общей численности населения.
В 2012 году численность населения Рязанской области составляла 1148,5 тысяч человек, из них численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 317,413 тыс. человек, или 27,6 процента от общей численности населения Рязанской области.
Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности, где в настоящее время практически каждый третий житель старше трудоспособного возраста. Удельный вес численности граждан пожилого возраста в сельской местности составляет 31,8 процента.
Социальное обслуживание населения Рязанской области представляет собой многопрофильную систему, которая сочетает различные виды и типы государственных учреждений, предоставляющих государственные социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам, и включает 19 стационарных учреждений социального обслуживания и 27 комплексных центров социального обслуживания населения.
Стационарное социальное обслуживание населения Рязанской области осуществляется стационарными учреждениями для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (общего типа), психоневрологическими интернатами, детским домом-интернатом для умственно отсталых детей, реабилитационным центром для лиц с умственной отсталостью.
На 01.01.2013 в стационарных учреждениях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов Рязанской области (далее - ГСУСО РО) проживает 2088 человек, в том числе мужчин - 1039 и женщин - 1006, из них инвалидов I и II групп - 1591, что составляет 76% от общего числа проживающих. На постельном режиме находится 805 человек, или 39% от общего числа проживающих.
Удельный вес зданий стационарного социального обслуживания населения Рязанской области, предназначенных для взрослых, составляет 90%.
Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих различные виды социальных услуг в комплексных центрах социального обслуживания, постоянно увеличивается. В 2012 году необходимую социальную помощь и поддержку получили более 74 тыс. пожилых граждан и инвалидов, им предоставлено свыше 5285 тыс. различных социальных услуг в полустационарных, стационарных условиях и на дому.
Поиск новых подходов к обеспечению высокого качества обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и доступности социальных услуг стал возможен благодаря проведению ежегодных мониторингов нуждаемости в социальном обслуживании населения.
Потребность в социальном обслуживании населения на дому удовлетворена за счет пересмотра нормы нагрузки на одного социального работника и повышения эффективности труда. Тем не менее, с учетом прогнозируемого старения населения востребованность в социальных услугах на дому будет возрастать, что потребует дальнейшей работы по внедрению стационарозамещающих технологий и повышению интенсивности труда.
В целях эффективного использования бюджетных средств в 2012 году проведена оптимизация государственных учреждений социального обслуживания населения Рязанской области (далее - Учреждения) путем реорганизации, ликвидации малоэффективных и затратных учреждений и отделений.
Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий, направлены на повышение качества оказания государственных социальных услуг, открытие новых востребованных отделений, ремонт и реконструкцию помещений.
В настоящее время очередь на получение места в ГСУСО РО и на получение социальных услуг на дому отсутствует.
2.2. Действующее законодательство, регулирующее правоотношения в сфере социального обслуживания, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности, качестве и безопасности предоставления социальных услуг. Данные различия существуют и на муниципальных уровнях.
Законодательством Рязанской области утвержден гарантированный перечень государственных социальных услуг, порядок и условия предоставления, льготы при их предоставлении для различных групп и категорий населения.
В целях расширения спектра предоставляемых услуг в Учреждениях активно внедряются новые социальные технологии (услуги): мини-клубы для пожилых, университеты третьего возраста, социальный туризм, доставка лекарственных препаратов на дом для маломобильных граждан.
В действующих законодательных актах (федеральных и региональных) отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Содержание самих социальных услуг не конкретизировано.
2.3. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующей напряженности и интенсивности их труда.
В 2011 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников Рязанской области составил 5071 руб., или 30,3% к уровню среднемесячной заработной платы по Рязанской области, в 2012 году - 5596 руб., или 29,4% к уровню среднемесячной заработной платы по Рязанской области.
На конец 2012 года штатная численность социальных работников системы социальной защиты населения Рязанской области составляла 1950 единиц.
Сохраняется низкая укомплектованность Учреждений квалифицированными медицинскими специалистами, особенно с высшим медицинским образованием, так как большинство Учреждений находится в сельской местности, в удалении от крупных населенных пунктов.
2.4. Материально-техническая база действующих Учреждений значительно устарела.
Большинство зданий Учреждений построено более 50 лет назад и не отвечает современным требованиям. Из 19 ГСУСО РО только 3 расположены в типовых зданиях.
В результате реализации в 2011 - 2012 годах мероприятий долгосрочных целевых программ Рязанской области "Укрепление материально-технической базы, комплексной, в том числе пожарной, безопасности учреждений социального обслуживания и территориальных отделов (секторов) министерства социальной защиты населения Рязанской области на 2010 - 2014 годы и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, проживающим на территории Рязанской области, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в 2011 - 2012 годах", утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 22.10.2009 № 298, и "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области 16.03.2011 № 47, укреплена материально-техническая база учреждений социального обслуживания. В настоящее время состояние материально-технической базы Учреждений улучшилось, износ основных средств составляет 45%.
Из общего числа зданий Учреждений нуждается в реконструкции 131 здание.
2.5. Недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг негосударственного сектора, социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев. Низкая покупательная способность не стимулирует потенциальных инвесторов на данном рынке услуг. Все учреждения социального обслуживания, оказывающие социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам (всего 45), находятся в ведении органов государственной власти Рязанской области.
Вместе с тем в регионе имеется практика привлечения волонтеров и добровольцев к внедрению новых социальных технологий.
3. Целями ("дорожной карты") являются:
совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания;
оптимизация структуры и штатной численности Учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в Рязанской области <1>;
укрепление материально-технической базы Учреждений;
развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.
--------------------------------
<1> Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
4. Ожидаемые результаты реализации ("дорожной карты"):
4.1. Подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения и выявления существующих проблем в отрасли.
4.2. Новая законодательная и нормативно-правовая основа регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения.
4.3. Оптимизация структуры сети и штатной численности Учреждений на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений. Предусмотрена ликвидация 3 ГСУСО РО, реорганизация 10 учреждений - комплексных центров социального обслуживания населения.
Сокращение до 18,7% численности работников, занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно работников административно-хозяйственного управления), в целях высвобождения средств на повышение оплаты труда социальных работников.
4.4. Доведение уровня оплаты труда социальных работников <2> в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2018 году до 100% средней заработной платы в Рязанской области.
--------------------------------
<2> К категории работников, подпадающих под действие подпункта "е" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, относятся социальные работники, по основной работе занятые на должностях социального работника.
Динамика роста оплаты труда социальных работников определяется с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, обеспечивая достижение целевого показателя (100%) к 2018 году.
4.5. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг на основе:
реализации перспективной схемы развития и размещения стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которой запланировано строительство и реконструкция объектов социального обслуживания населения, что позволит создать комфортные условия в новых жилых корпусах и переселить граждан из зданий ГСУСО РО, не отвечающих современным требованиям законодательства и нуждающихся в постоянных значительных финансовых вложениях для поддержания их в удовлетворительном состоянии. Перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов предполагает до 2018 года введение новых объектов социальной сферы, закрытие и перепрофилирование, что позволит повысить качество социальных услуг. Согласно указанной схеме к 2020 году предполагается увеличение плановой мощности до 2440 мест;
укрепления материально-технической базы стационарных и полустационарных Учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов в рамках софинансирования региональных социальных программ, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации;
привлечения негосударственных организаций, в том числе социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
5. В качестве контрольных показателей успешной реализации ("дорожной карты") выбраны:
N№ Наименование контрольного Единица 2013 2014 2015 2016 2017 2018
пп показателя измерения год год год год год год
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Доля граждан, получивших % 99,43 99,5 99,6 99,7 99,8 99,9
социальные услуги в
учреждениях социального
обслуживания населения на
дому, в общем числе граждан,
обратившихся за получением
социальных услуг в
учреждения социального
обслуживания населения
2 Соотношение средней % 67,1 79,8 88,9 95,0 98,8 100,0
заработной платы
педагогических работников
образовательных, медицинских
организаций и работников
учреждений социальной сферы,
оказывающих услуги
детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения
родителей, со средней
заработной платой в регионе
начиная с 1 октября 2013
года
Соотношение средней % 47,5 58,0 68,5 79,0 89,5 100,0
заработной платы социальных
работников учреждений
социальной сферы со средней
заработной платой в регионе
начиная с 1 апреля 2013 года
Удельный вес граждан % 0,2 0,5 1,0 2,0 4,0 5,0
пожилого возраста и
инвалидов (взрослых и
детей), получивших услуги в
негосударственных
учреждениях социального
обслуживания, в общей
численности граждан пожилого
возраста и инвалидов
(взрослых и детей),
получивших услуги в
учреждениях социального
обслуживания всех форм
собственности
Удельный вес зданий % 8,8 8,2 7,9 6,0 5,5 5,0
стационарных учреждений
социального обслуживания
граждан пожилого возраста,
инвалидов (взрослых и
детей), лиц без
определенного места
жительства и занятий,
требующих реконструкции
зданий, находящихся в
состоянии "ветхих зданий",
от общего количества зданий
стационарных учреждений
социального обслуживания
граждан пожилого возраста,
инвалидов (взрослых и
детей), лиц без
определенного места
жительства и занятий
Удельный вес % 2,0 3,0 5,0 7,0 9,0 11
негосударственных
организаций, оказывающих
социальные услуги, от общего
количества учреждений всех
форм собственности
Целевые показатели оплаты труда носят прогнозный характер.
6. Повышение средней заработной платы работников Учреждений и средней заработной платы социальных работников медицинских организаций.
Расчет
потребности в средствах на повышение оплаты труда
педагогических работников организаций, оказывающих
социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей
N№ Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
пп год год год год год год год
1 Средняя заработная 19008 21337 23951 26884 30178 33875 38024
плата по Рязанской
области, руб.
2 Темп роста к x 112,3 112,3 112,2 112,3 112,3 112,2
предыдущему году, %
3 Численность 76 112 112 112 112 112 112
работников, чел.
4 Фонд оплаты труда, 9,976 25,058 33,430 41,801 50,173 58,544 66,538
формируемый за счет
всех источников,
необходимый для
достижения целевых
значений по заработной
плате, млн. руб.
5 Фонд оплаты труда, 9,976 16,764 19,000 21,419 21,750 21,850 21,950
обеспеченный
средствами Рязанской
области (бюджетные и
внебюджетные
источники), млн. руб.
6 Недостаток финансовых 0,0 8,294 14,430 20,382 28,423 36,694 44,588
средств, млн. руб.
7 Средняя заработная 8401 14320 19104 23888 28672 33456 38024
плата с учетом всех
источников
финансирования, руб.
8 Темп роста к x 170,5 133,4 125,0 120,0 116,7 113,7
предыдущему году, %
9 Соотношение к средней 44,2 67,1 79,8 88,9 95,0 98,8 100,0
заработной плате по
Рязанской области, %
Расчет потребности в средствах на повышение оплаты
труда социальных работников Учреждений
N№ Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 год
пп год год год год год год
1 Средняя 19008 21337 23951 26884 30178 33875 38024
заработная
плата по
Рязанской
области, руб.
2 Темп роста к x 112,3 112,3 112,2 112,3 112,3 112,2
предыдущему
году, %
3 Численность 1778 1919 1878 1849 1827 1811 1799
работников,
чел.
4 Фонд оплаты 155,456 303,874 407,616 532,011 680,542 857,846 1068,760
труда,
формируемый
за счет всех
источников,
необходимый
для
достижения
целевых
значений по
заработной
плате, млн.
руб.
5 Фонд оплаты 155,456 273,394 306,313 343,451 377,860 382,480 386,790
труда,
обеспеченный
средствами
Рязанской
области
(бюджетные и
внебюджетные
источники),
млн. руб.
6 Недостаток 0,0 30,480 101,303 188,560 302,682 475,366 681,970
финансовых
средств, млн.
руб.
7 Средняя 5596 10135 13892 18416 23841 30318 38024
заработная
плата с
учетом
всех
источников
финанси-
рования, руб.
8 Темп роста к x 181,1 137,1 132,6 129,5 127,2 125,4
предыдущему
году, %
9 Соотношение к 29,4 47,5 58,0 68,5 79,0 89,5 100,0
средней
заработной
плате по
Рязанской
области, %
Расчет потребности в средствах на повышение оплаты
труда основного персонала Учреждений
N№ Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
пп год год год год год год год
1 Средняя 19008 21337 23951 26884 30178 33875 38024
заработная
плата по
Рязанской
области, руб.
2 Темп роста к x 112,3 112,3 112,2 112,3 112,3 112,2
предыдущему
году, %
3 Численность 473 671 667 667 667 667 667
работников,
чел.
4 Фонд оплаты 53,675 123,058 188,197 249,484 322,984 410,731 515,131
труда,
формируемый за
счет всех
источников,
необходимый для
достижения
целевых
значений по
заработной
плате, млн.
руб.
5 Фонд оплаты 53,675 84,849 89,373 93,723 101,742 102,542 103,042
труда,
обеспеченный
средствами
Рязанской
области
(бюджетные и
внебюджетные
источники),
млн. руб.
6 Недостаток 0,0 38,209 98,824 155,761 221,242 308,189 412,089
финансовых
средств, млн.
руб.
7 Средняя 7263 11738 18059 23940 30993 39413 49431
заработная
плата с учетом
всех источников
финансирования,
руб.
8 Темп роста к x 161,6 153,9 132,6 129,5 127,2 125,4
предыдущему
году, %
9 Соотношение к 38,2 55,0 75,4 89,0 102,7 116,3 130,0
средней
заработной
плате по
Рязанской
области, %
Расчет потребности в средствах на повышение оплаты
труда вспомогательного персонала Учреждений
N№ Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
пп год год год год год год год
1 Средняя 19008 21337 23951 26884 30178 33875 38024
заработная
плата по
Рязанской
области, руб.
2 Темп роста к x 112,3 112,3 112,2 112,3 112,3 112,2
предыдущему
году, %
3 Численность 946 873 819 805 796 769 739
работников,
чел.
4 Фонд оплаты 91,904 112,064 161,755 210,771 269,814 331,478 399,519
труда,
формируемый за
счет всех
источников,
необходимый для
достижения
целевых
значений по
заработной
плате, млн.
руб.
5 Фонд оплаты 91,904 97,890 103,566 108,613 118,335 121,490 124,872
труда,
обеспеченный
средствами
Рязанской
области
(бюджетные и
внебюджетные
источники),
млн. руб.
6 Недостаток 0,0 14,174 58,189 102,158 151,479 209,988 274,647
финансовых
средств, млн.
руб.
7 Средняя 6218 8216 12641 16758 21695 27589 34602
заработная
плата с учетом
всех источников
финансирования,
руб.
8 Темп роста к x 132,1 153,9 132,6 129,5 127,2 125,4
предыдущему
году, %
9 Соотношение к 32,7 38,5 52,8 62,3 71,9 81,4 91,0
средней
заработной
плате по
Рязанской
области, %
Расчет потребности в средствах на повышение
оплаты труда административно-управленческого
персонала Учреждений
N№ Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
пп год год год год год год год
1 Средняя 19008 21337 23951 26884 30178 33875 38024
заработная плата
по Рязанской
области, руб.
2 Темп роста к x 112,3 112,3 112,2 112,3 112,3 112,2
предыдущему
году, %
3 Численность 219 215 214 214 214 205 196
работников, чел.
4 Фонд оплаты 62,202 96,005 125,600 147,774 193,246 260,394 279,460
труда,
формируемый за
счет всех
источников,
необходимый для
достижения
целевых значений
по заработной
плате, млн. руб.
5 Фонд оплаты 62,202 64,650 67,804 71,194 77,523 74,263 71,003
труда,
обеспеченный
средствами
Рязанской
области
(бюджетные и
внебюджетные
источники), млн.
руб.
6 Недостаток 0,0 31,355 57,796 76,580 115,723 186,131 208,457
финансовых
средств, млн.
руб.
7 Средняя 18179 28580 37565 44197 57797 81299 91258
заработная плата
с учетом всех
источников
финансирования,
руб.
8 Темп роста к x 157,2 131,4 117,7 130,8 140,7 112,2
предыдущему
году, %
9 Соотношение к 95,6 133,9 156,8 164,4 191,5 240,0 240,0
средней
заработной плате
по Рязанской
области, %
Расчет потребности в средствах на повышение оплаты
труда социальных работников учреждений здравоохранения
N№ Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
пп год год год год год год год
1 Средняя заработная 19008 21337 23951 26884 30178 33875 38024
плата по Рязанской
области, руб.
2 Темп роста к x 112,3 112,3 112,2 112,3 112,3 112,2
предыдущему году, %
3 Численность 20 20 20 20 20 20 20
работников, чел.
4 Фонд оплаты труда, 3,588 3,638 4,341 5,755 7,450 9,474 11,882
формируемый за счет
всех источников,
необходимый для
достижения целевых
значений по заработной
плате, млн. руб.
5 Фонд оплаты труда, 3,588 3,638 3,830 4,020 4,169 4,169 4,169
обеспеченный
средствами Рязанской
области (бюджетные и
внебюджетные
источники), млн. руб.
6 Недостаток финансовых 0,0 0,0 0,511 1,735 3,281 5,305 7,713
средств, млн. руб.
7 Средняя заработная 11483 11641 13892 18416 23841 30318 38024
плата с учетом всех
источников
финансирования, руб.
8 Темп роста к x 101,4 119,3 132,6 129,5 127,2 125,4
предыдущему году, %
9 Соотношение к средней 60,4 54,6 58,0 68,5 79,0 89,5 100,0
заработной плате по
Рязанской области, %
II. План мероприятий
N№ Мероприятия Ожидаемые результаты Срок Ответственный
пп реализации исполнитель
1 2 3 4 5
1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения
1.1 Анализ положения дел в подготовка информации февраль министерство
сфере социального в Министерство труда 2013 г. социальной
обслуживания пожилых и социальной защиты защиты
граждан, выявление Российской Федерации населения
существующих проблем и (далее - Минтруд Рязанской
подготовка предложений России) области,
по повышению качества Учреждения (по
социального согласованию)
обслуживания пожилых
граждан
1.2 Мониторинг оптимизации аналитическая записка февраль министерство
структуры сети и в Минтруд России 2013 г. социальной
штатной численности защиты
учреждений социального населения
обслуживания: выявление Рязанской
неэффективных, мало области,
востребованных Учреждения (по
гражданами социальных согласованию)
услуг, непрофильных
подразделений; оценка
возможности перевода
ряда обеспечивающих
функций и услуг (в том
числе медицинских) на
условия аутсорсинга и
привлечения сторонних
организаций
1.3 Мониторинг обеспечения подготовка информации ежегодно министерство
комплексной в Минтруд России начиная с социальной
безопасности и I квартала защиты
санитарно- 2013 г. населения
эпидемиологического Рязанской
состояния в области,
Учреждениях: ведение Учреждения (по
паспортов комплексной согласованию)
безопасности; принятие
мер по устранению
вскрытых недостатков;
анализ расходов на
повышение безопасности
и улучшение санитарно-
эпидемиологического
состояния в Учреждениях
и др.
1.4 Анализ качества и информационная ежегодно министерство
доступности справка в Минтруд начиная с социальной
предоставления России, доведение I квартала защиты
социальных услуг уровня 2013 г. населения
населению (проведение удовлетворенности Рязанской
социологического граждан качеством и области,
исследования среди доступностью Учреждения (по
получателей услуг получения социальных согласованию)
организаций социального услуг к 2018 году не
обслуживания) менее 95%
1.5 Анализ эффективности обобщение данных об ежегодно министерство
расходования средств, объемах средств, начиная с социальной
полученных от взимания получаемых от 2013 г. защиты
платы с граждан за оказания социальных населения
предоставление услуг Учреждениями и Рязанской
социальных услуг направлениях их области,
расходования, Учреждения (по
направление согласованию
информации в Минтруд
России
1.6 Анализ действующих форм подготовка II квартал министерство
статистической предложений в Минтруд 2013 г. социальной
отчетности, России по защиты
характеризующей совершенствованию населения
состояние системы действующей Рязанской
социального статистической области,
обслуживания населения отчетности (по Учреждения (по
в регионе запросу) согласованию)
1.7 Регулярный (ежегодный) информационно- ежегодно в министерство
мониторинг расходования аналитическая записка I социальной
субсидий Учреждениями в Минтруд России по квартале защиты
на оказание услуг результатам начиная с населения
гражданам в рамках мониторинга, 2013 г. Рязанской
утвержденного корректировка области
государственного правовых актов,
задания регулирующих вопросы
утверждения
государственных
заданий и расчета
объема субсидий на
финансовое
обеспечение
выполнения
государственного
задания
1.8 Анализ кадрового аналитическая записка II квартал министерство
обеспечения Учреждений, в Минтруд России 2013 г. социальной
в том числе: динамика защиты
заполнения вакантных населения
должностей; обучение и Рязанской
повышение квалификации области,
работников; развитие Учреждения (по
наставничества в согласованию)
социальной сфере
2. Совершенствование законодательства, регулирующего правоотношения в сфере
социального обслуживания
2.1 Приведение план разработки и 2014 - министерство
законодательных и утверждения 2015 гг. социальной
нормативных правовых нормативных правовых защиты
актов Рязанской области актов в сфере населения
в соответствие с социального Рязанской
Федеральным законом "Об обслуживания области
основах социального
обслуживания населения
в Российской Федерации"
2.2 Разработка механизма принятие правового 2014 - министерство
внедрения акта 2015 гг. социальной
частно-государственного защиты
партнерства в систему населения
социального Рязанской
обслуживания области,
министерство
экономического
развития и
торговли
Рязанской
области
2.3 Проведение доведение до всех 2014 - министерство
разъяснительной работы Учреждений информации 2015 гг. социальной
по вопросам изменений об утверждении форм защиты
нормативно-правовой статистической населения
базы в части введения отчетности в сфере Рязанской
форм федерального социального области
статистического обслуживания
наблюдения в сфере населения
социального
обслуживания населения
2.4 Разработка правовых правовой акт, 2014 - министерство
актов, регулирующих регулирующий механизм 2015 гг. социальной
вопросы применения применения защиты
механизма нормативно-подушевого населения
нормативно-подушевого финансирования; Рязанской
финансирования в сфере повышение области
социального "прозрачности"
обслуживания населения, порядка формирования
в соответствии с объема бюджетных
рекомендациями Минтруда ассигнований,
России выделяемых
Учреждениям
2.5 Подготовка правовых правовой акт, I квартал министерство
актов, регламентирующих регулирующий сроки и 2013 года социальной
поэтапное повышение этапы повышения защиты
оплаты труда в заработной платы, населения
соответствии с Указами определение Рязанской
Президента Российской конкретных сроков области,
Федерации от 7 мая 2012 повышения уровня министерство
г. № 597 "О заработной платы труда и
мероприятиях по персонала Учреждений занятости
реализации населения
государственной Рязанской
социальной политики" и области
от 28 декабря 2012 г.
№ 1688 "О некоторых
мерах по реализации
государственной
политики в сфере защиты
детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей", в
части полномочий
министерства социальной
защиты населения
Рязанской области
2.6 Подготовка изменений в правовой акт, 2013 - министерство
нормативные правовые регулирующий 2015 гг. социальной
акты, регламентирующие применение систем защиты
применение систем оплаты труда в населения
оплаты труда в сфере Учреждениях, Рязанской
социального совершенствование области,
обслуживания населения, систем оплаты труда в министерство
в соответствии с целях достижения труда и
рекомендациями Минтруда взаимосвязи между занятости
России качеством и населения
количеством услуг и Рязанской
размером оплаты труда области
3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер,
направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию
3.1 Обобщение и анализ информационная февраль министерство
результатов реализации справка в Минтруд 2013 г., социальной
в 2011 - 2014 гг. России, пролонгация февраль защиты
долгосрочной целевой долгосрочной целевой 2014 г. населения
программы "Старшее программы "Старшее Рязанской
поколение" на 2011 - поколение", области
2014 годы, утвержденной утвержденной
Постановлением Постановлением
Правительства Рязанской Правительства
области от 16 марта Рязанской области от
2011 г. № 47, 16 марта 2011 г.
направленной на № 47; охват
повышение качества социальными услугами
жизни граждан пожилого не менее 98% пожилых
возраста людей из числа
граждан, нуждающихся
в социальном
обслуживании;
организация мобильных
бригад в количестве,
необходимом для
обеспечения
социальными услугами
жителей сельских
районов, и оснащение
их автотранспортом
3.2 Разработка и реализация полный охват март 2013 министерство
комплекса мер по маломобильных г. и далее здравоохранения
обеспечению граждан одиноких и одиноко ежегодно Рязанской
пожилого возраста проживающих граждан области,
лекарственными пожилого возраста министерство
препаратами, услугой по доставке социальной
назначенными им по лекарственных защиты
медицинским показаниям препаратов на дом; населения
врачом (фельдшером), в представление отчета Рязанской
том числе по доставке о реализации области,
на дом в соответствии с комплекса мер в Учреждения (по
принятым Минтруд России согласованию)
межведомственным
соглашением
3.3 Изучение технологии распространение 2014 - министерство
социального технологии 2015 гг. социальной
сопровождения отдельных социального защиты
категорий граждан сопровождения в населения
(семей), попавших в системе социального Рязанской
трудную жизненную обслуживания области,
ситуацию, на основе населения на центральные
модельной программы, территории Рязанской исполнительные
разработанной Минтруд области органы
России на основе опыта государственной
по организации работы с власти
гражданами в формате Рязанской
социального области
сопровождения в
субъектах Российской
Федерации
4. Сокращение очереди на получение социальных услуг
4.1 Реализация введение к 2018 году ежегодно министерство
перспективных схем 60 дополнительных начиная с социальной
развития и размещения койко-мест в ГСУСО РО февраля защиты
стационарных учреждений для граждан пожилого 2013 года населения
(отделений) социального возраста и инвалидов Рязанской
обслуживания граждан <*> области, ГСУСО
пожилого возраста и РО (по
инвалидов (приложение к согласованию)
("дорожной карте") и
анализ результатов их
реализации с целью
корректировки
4.2 Укрепление проведение 2013 - министерство
материально-технической необходимых ремонтных 2018 гг. социальной
базы Учреждений, в том работ, приобретение защиты
числе путем исполнения оборудования, населения
в полном объеме целевых повышение качества Рязанской
программ, направленных предоставляемых области,
на укрепление социальных услуг министерство
материально-технической финансов
базы Учреждений, Рязанской
привлечение на области
указанные цели субсидий
из Пенсионного фонда
Российской Федерации,
организация работы по
финансовому обеспечению
деятельности
государственных
казенных учреждений
социального
обслуживания населения
Рязанской области в
необходимом объеме
4.3 Применение нормативов повышение 2015 г. министерство
подушевого эффективности социальной
финансирования расходования защиты
социальных услуг в бюджетных средств населения
Учреждениях Рязанской
области,
министерство
финансов
Рязанской
области
4.4 Организация работы по повышение доступности ежегодно министерство
привлечению социально- предоставления начиная с социальной
ориентированных социальных услуг, 2013 г. защиты
некоммерческих распространение населения
организаций, лучших практик Рязанской
волонтеров, области,
добровольцев и министерство по
благотворителей в сферу делам
социального территориальных
обслуживания населения, образований и
в том числе по общественных
расширению их участия в объединений
деятельности по Рязанской
оказанию социальных области
услуг пожилым
гражданам, детям и
инвалидам
4.5 Подготовка информации о информационное письмо ежегодно министерство
деятельности социально- в Минтруд России начиная с социальной
ориентированных 2013 г. защиты
некоммерческих населения
организаций, Рязанской
волонтеров, области,
добровольцев и министерство по
благотворителей в сфере делам
социального территориальных
обслуживания населения, образований и
в том числе по общественных
расширению их участия в объединений
деятельности по Рязанской
оказанию социальных области
услуг пожилым
гражданам, детям и
инвалидам
4.6 Проведение расширение участия ежегодно министерство
разъяснительной работы некоммерческих начиная с социальной
для социально- организаций, 2013 г. защиты
ориентированных волонтеров, населения
некоммерческих добровольцев и Рязанской
организаций, благотворителей в области
волонтеров, деятельности по
добровольцев и оказанию социальных
благотворителей по услуг пожилым
вопросам вовлечения в гражданам, детям и
сферу социального инвалидам
обслуживания, в том
числе по расширению их
участия в деятельности
по оказанию социальных
услуг пожилым
гражданам, детям и
инвалидам
5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания
на основе контроля и оценки качества работы организаций
5.1 Разработка, утверждение повышение качества ежегодно министерство
и реализация плана работы учреждений, начиная с социальной
мероприятий по оказывающих 2013 г. защиты
внедрению независимой социальные услуги населения
системы оценки качества населению на Рязанской
работы учреждений, территории Рязанской области
оказывающих социальные области
услуги населению на
территории Рязанской
области, в соответствии
рекомендациями Минтруда
России
5.2 Разработка системы правовой акт, 2013 - министерство
критериев оценки регулирующий порядок 2018 гг. социальной
эффективности и оценки эффективности защиты
результативности деятельности населения
деятельности работников работников Рязанской
Учреждений, Учреждений, повышение области
корректировка системы качества работы
показателей Учреждений,
эффективности ответственности
деятельности Учреждений руководителей за
в соответствии с результаты работы
рекомендациями Минтруда Учреждения
России
5.3 Формирование комиссии правовой акт, IV квартал министерство
при министерстве регулирующий качество 2013 г. социальной
социальной защиты предоставления защиты
населения Рязанской социальных услуг населения
области по повышению Рязанской
качества предоставления области
социальных услуг (далее
- Комиссия) с участием
представителей
контрольно-надзорных
органов,
медико-социальной
экспертизы, органов
управления
здравоохранением,
образования, внутренних
дел и иных организаций
5.4 Создание попечительских локальные акты II квартал министерство
советов в Учреждениях Учреждений 2013 г. социальной
защиты
населения
Рязанской
области,
Учреждения (по
согласованию)
5.5 Разработка системы правовой акт об IV квартал министерство
показателей утверждении системы 2013 г. социальной
эффективности показателей защиты
деятельности эффективности и населения
Учреждений, их качества работы Рязанской
руководителей и Учреждений области
основных категорий
работников (социальные
работники, специалисты
по социальной работе,
специалисты по
реабилитации инвалидов,
медицинские работники,
педагогические
работники и другие) в
соответствии с
рекомендациями Минтруда
России
5.6 Организация повышение постоянно министерство
информационно- информированности социальной
разъяснительной работы населения о системе защиты
о системе социального социального населения
обслуживания, видах и обслуживания в Рязанской
условиях предоставления Рязанской области и области
социальных услуг: обоснованности
определение состава принимаемых решений о
информации, подлежащей предоставлении
обязательному социальных услуг
опубликованию, включая
Интернет-ресурс,
принятие дополнительных
мер по информированию
населения и официальных
структур о деятельности
по социальному
обслуживанию
6. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и
привлекательности профессии социальных работников, совершенствование трудовых
отношений и условий оплаты труда социальных работников
6.1 Разработка и ежегодное обучение ежегодно министерство
утверждение планов работников, повышение начиная с социальной
мероприятий по профессионального 2013 г. защиты
организации уровня работников населения
профессиональной Учреждений Рязанской
переподготовки и области,
повышению квалификации Учреждения (по
работников, в том числе согласованию)
социальных работников
Учреждений, с целью
обеспечения
соответствия работников
современным
квалификационным
требованиям. Повышение
квалификации работников
Учреждений,
занимающихся вопросами
трудовых отношений и
оплаты труда
6.2 Обеспечение исключение случаев 2013 - министерство
представления сведений коррупции, внесение 2018 гг. социальной
о доходах, об имуществе изменений в правовые защиты
и обязательствах акты, представление населения
имущественного и проверка сведений о Рязанской
характера, а также о доходах, об имуществе области
доходах, об имуществе и и обязательствах
обязательствах имущественного
имущественного характера
характера супруги
(супруга) и
несовершеннолетних
детей граждан,
претендующих на
замещение должностей
руководителя
Учреждения, а также
граждан, замещающих
указанные должности,
проведение проверок
достоверности и полноты
сведений о доходах, об
имуществе и
обязательствах
имущественного
характера,
представляемых
гражданами,
претендующими на
замещение должности
руководителя
Учреждения, а также
гражданами, замещающими
указанные должности
6.3 Приведение трудовых внесение изменений в 2013 - министерство
договоров руководителей трудовые договоры с 2018 гг. социальной
Учреждений в руководителями защиты
соответствие с типовой Учреждений, повышение населения
формой трудового эффективности Рязанской
договора деятельности области
руководителей
Учреждений
6.4 Подготовка правовых правовые акты, ежегодно министерство
актов, регламентирующих регламентирующие начиная с социальной
поэтапное повышение поэтапное повышение I квартала защиты
оплаты труда в оплаты труда 2013 г. населения
соответствии с Указами Рязанской
Президента Российской области
Федерации от 7 мая 2012
г. № 597 "О
мероприятиях по
реализации
государственной
социальной политики" и
от 28 декабря 2012 г.
№ 1688 "О некоторых
мерах по реализации
государственной
политики в сфере защиты
детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей"
6.5 Разработка плана утвержденный план ежегодно министерство
мероприятий по мероприятий по начиная с социальной
привлечению средств на привлечению средств 2013 г. защиты
повышение оплаты труда на повышение оплаты населения
работников Учреждений труда работников Рязанской
за счет интенсификации Учреждений области
труда, оптимизации
инфраструктуры с целью
внедрения комплексного
подхода к организации
социальных служб,
внедрения комплексного
подхода при
преобразовании
учреждений,
предоставляющих
социальные услуги,
оптимизации
административно-
управленческого
персонала (АУП),
ликвидации структурных
подразделений
учреждений,
предоставляющих
социальные услуги, мало
востребованные
населением
6.6 Разработка и правовой акт, ежегодно министерство
утверждение утверждающий начиная с социальной
плана-графика План-график, марта 2013 защиты
реализации Указов доведение соотношения г. населения
Президента Российской заработной платы Рязанской
Федерации от 7 мая 2012 социальных работников области,
г. № 597 "О к средней заработной министерство
мероприятиях по плате по Рязанской финансов
реализации области до целевых Рязанской
государственной значений (100%) к области
социальной политики" и 2018 году
от 28 декабря 2012 г.
№ 1688 "О некоторых
мерах по реализации
государственной
политики в сфере защиты
детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей" в
части повышения оплаты
труда работникам
Учреждений (далее -
План-график)
6.7 Содействие Учреждениям осуществление ежегодно министерство
в разработке и контроля за начиная с социальной
внедрении систем внедрением систем IV защиты
нормирования труда с нормирования труда в квартала населения
учетом методических Учреждениях; издание 2013 г. Рязанской
рекомендаций Минтруда локальных актов области,
России Учреждений, Учреждения (по
регулирующих системы согласованию)
нормирования труда
6.8 Осуществление контроля проведение ежегодно министерство
за соблюдением контрольных начиная с социальной
Учреждениями норм мероприятий 2014 г. защиты
статьи 159 Трудового населения
кодекса Российской Рязанской
Федерации области
6.9 Установление правовой акт 2013 - министерство
предельного (не министерства 2018 гг. социальной
превышающего более чем социальной защиты защиты
в 6 раз) уровня населения Рязанской населения
соотношения средней области, Рязанской
заработной платы устанавливающий области,
руководителей поддержание министерство
Учреждений и средней предельного уровня труда и
заработной платы указанного занятости
работников Учреждений соотношения населения
за отчетный год Рязанской
области
6.10 Установление предельной правовой акт, 2013 - министерство
доли средств оплаты устанавливающий 2018 гг. социальной
труда работников поддержание защиты
административно- предельного уровня населения
управленческого доли средств оплаты Рязанской
персонала (не более труда работников области
40%) в фонде оплаты административно-
труда Учреждений и управленческого
определение целевых персонала
соотношений в 2013 -
2018 гг. средней
заработной платы
основного и
вспомогательного
персонала Учреждений
6.11 Обеспечение соотношения правовой акт, 2013 - министерство
средней заработной устанавливающий 2018 гг. социальной
платы основного и поддержание защиты
вспомогательного указанного населения
персонала Учреждений до соотношения Рязанской
1:0,7 - 1:0,5 (с учетом области
типа Учреждения)
6.12 Расчет потребности и правовой акт, ежегодно министерство
учет при формировании устанавливающий начиная с социальной
бюджета Рязанской расчет потребности и 2013 г. защиты
области расходов на учет при формировании населения
повышение заработной бюджета Рязанской Рязанской
платы работников области расходов на области,
Учреждений в повышение заработной министерство
соответствии с платы работников, финансов
утвержденным подготовка Рязанской
Планом-графиком предложений для учета области
при формировании
бюджета Рязанской
области расходов на
повышение заработной
платы работников
Учреждений
6.13 Заключение дополнительные I квартал министерство
дополнительных соглашения (трудовые 2013 г. социальной
соглашений к трудовым договоры) с защиты
договорам (новых руководителями населения
трудовых договоров) с Учреждений Рязанской
руководителями области
Учреждений о соблюдении
целевых значений
повышения оплаты труда
социальным работникам с
целью доведения
соотношения средней
заработной платы
социальных работников в
учреждениях к средней
заработной плате по
региону к 2018 году до
100%
6.14 Проведение выступления и 2013 - министерство
разъяснительной работы публикации 2018 гг. социальной
с участием профсоюзов в руководителей и защиты
Учреждениях об этапах сотрудников населения
проведения мероприятий министерства Рязанской
по повышению оплаты социальной защиты области
труда, должностях, населения Рязанской
подпадающих под области, проведение
действие Указов разъяснительной
Президента Российской работы в трудовых
Федерации от 7 мая 2012 коллективах,
г. № 597 "О совещаний, семинаров
мероприятиях по и др.
реализации
государственной
социальной политики" и
от 28 декабря 2012 г.
№ 1688 "О некоторых
мерах по реализации
государственной
политики в сфере защиты
детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей", и
перехода на
"эффективный контракт"
6.15 Мониторинг достижения доклад в Минтруд 1 июля и министерство
целевых показателей России 31 декабря социальной
повышения оплаты труда ежегодно защиты
работников Учреждений в начиная с населения
соответствии с Указами 2013 года Рязанской
Президента Российской области
Федерации от 7 мая 2012
г. № 597 "О
мероприятиях по
реализации
государственной
социальной политики" и
от 28 декабря 2012 г.
№ 1688 "О некоторых
мерах по реализации
государственной
политики в сфере защиты
детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей" и
обсуждение доклада на
заседании трехсторонней
комиссии по
регулированию
социально-трудовых
отношений
6.16 Организация заключения заключение ежегодно министерство
дополнительных дополнительных начиная с социальной
соглашений к трудовым соглашений к трудовым 2013 г. защиты
договорам (новых договорам (новых населения
трудовых договоров) с трудовых договоров) с Рязанской
работниками Учреждений работниками области,
в связи с внедрением Учреждений Учреждения (по
"эффективного согласованию)
контракта" в 2013 -
2018 годах в
соответствии с
методическими
рекомендациями Минтруда
России
--------------------------------
<*> В соответствии с перспективной схемой развития и размещения стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов согласно приложению к плану мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Рязанской области (2013 - 2018 годы)".
Приложение
к плану мероприятий
("дорожной карте") "Повышение
эффективности и качества услуг
в сфере социального обслуживания
населения в Рязанской области
(2013 - 2018 годы)"
ПЕРСПЕКТИВНАЯ СХЕМА
РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОТДЕЛЕНИЙ)
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
И ИНВАЛИДОВ
Характеристика современного состояния стационарного
социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов в Рязанской области, существующих проблем,
требующих решения
В настоящее время демографическая ситуация в Рязанской области, как и в целом по России, характеризуется устойчивой тенденцией увеличения доли граждан пожилого возраста в общей численности населения.
В 2012 году численность населения Рязанской области составляла 1148,5 тысяч человек. При этом численность лиц старше трудоспособного возраста составляла 317,413 тыс. человек, или 27,6 процента от общей численности населения Рязанской области.
Динамика старения населения Рязанской области отчетливее выражена в сельской местности, где в настоящее время практически каждый третий житель старше трудоспособного возраста. Удельный вес численности граждан пожилого возраста в сельской местности составляет 31,8 процента.
Стационарное социальное обслуживание населения Рязанской области представляет собой многопрофильную систему, которая включает учреждения для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов (общего типа), психоневрологические интернаты, детский дом-интернат для умственно отсталых детей, реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью.
Всего в Рязанской области функционирует 19 ГСУСО РО.
Общая численность мест в ГСУСО РО составляет 2450, в том числе:
- дома-интернаты общего типа, включая геронтологический центр, - 930;
- психоневрологические интернаты - 1265;
- специальный дом-интернат - 80;
- детский дом-интернат для умственно отсталых детей - 110;
- реабилитационный центр для лиц с умственной отсталостью - 50;
- центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий - 15.
На 01.01.2013 в ГСУСО РО проживает 2088 человек, в том числе мужчин - 1065 и женщин - 1023. Из них инвалидов I и II групп - 1591, что составляет 76% от общего числа проживающих.
На постельном режиме находится 805 человек, или 39% от общего числа проживающих. Фактическая стоимость 1 дня проживания в среднем составляет 487,11 рублей. На содержание ГСУСО РО в 2013 году в областном бюджете предусмотрено 246592,7 тыс. рублей.
Удельный вес зданий ГСУСО РО, предназначенных для взрослых, составляет 90%. Зданий ГСУСО РО, предназначенных для проживания, находящихся в аварийном состоянии, не имеется.
Большинство зданий ГСУСО РО построено более 50 лет назад и не отвечает современным требованиям. Из 19 ГСУСО РО только 3 расположены в типовых зданиях, в них проживает 780 человек, что составляет 37% граждан от общего числа проживающих в ГСУСО РО.
Имеющийся коечный фонд в ГСУСО РО используется полностью (100%). Плановых мест в ГСУСО РО - 2450, количество проживающих - 2088. Очередность граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание в ГСУСО РО отсутствует. Обеспеченность граждан пожилого возраста и инвалидов местами в ГСУСО РО составляет 100%. Однако 100%-е удовлетворение потребности граждан в койко-местах не свидетельствует о соответствии размера жилой площади на 1 проживающего в учреждении установленным санитарным нормам. В связи с этим министерством социальной защиты населения Рязанской области проводится оптимизация сети ГСУСО РО, направленная на приведение размера жилой площади на 1 проживающего в соответствие санитарным нормам, в том числе путем сокращения плановых мест в Учреждениях.
До принятия долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы ГСУСО РО располагали недостаточной материально-технической базой, 70% имеющегося медицинского и технологического оборудования для пищеблоков, бань, прачечных устарело и нуждалось в замене. В результате реализации в 2011 - 2012 годах мероприятий долгосрочной целевой программы "Старшее поколение" на 2011 - 2014 годы ГСУСО РО укрепили материально-техническую базу, приобретая медицинское и технологическое оборудование, автотранспорт, мебель. В настоящее время состояние материально-технической базы Учреждений улучшилось, износ основных средств составляет 45%.
Отмечается также неукомплектованность Учреждений квалифицированными медицинскими специалистами, особенно с высшим медицинским образованием, так как большинство Учреждений находится в сельской местности в удалении от населенных пунктов.
В целях обеспечения безопасности объектов социального обслуживания проводятся мероприятия по повышению требований пожарной безопасности. Имеются паспорта комплексной безопасности для занесения в автоматизированную систему сбора данных. Проведены работы по оборудованию ГСУСО РО комплексной системой адресного мониторинга установок пожарной автоматики, что обеспечивает прямую связь с подразделениями пожарной охраны и позволяет максимально сократить время передачи сообщения о пожаре.
Прогноз потребности граждан пожилого возраста и инвалидов
в стационарном обслуживании в Рязанской области
Показатели 2012 год 2020 год
Численность населения старше трудоспособного возраста 317,413 364,2
(тыс. чел.)
Число граждан старше трудоспособного возраста, 1127 1293
проживающих в ГСУСО РО (чел.)
Число граждан старше трудоспособного возраста, - -
состоящих в очереди в ГСУСО РО (чел.)
Суммарная потребность граждан старше трудоспособного 1127 1293
возраста в стационарном социальном обслуживании (чел.)
Уровень обеспеченности граждан старше трудоспособного 35,5 35,5
возраста местами в ГСУСО РО (чел. на 10000 жителей
соответствующего возраста)
Уровень потребности граждан старше трудоспособного 35,5 35,5
возраста местами в ГСУСО РО (чел. на 10000 жителей
соответствующего возраста)
Удовлетворенность потребности граждан пожилого возраста 114 144
и инвалидов во временном проживании в стационарных
условиях (ОВП), койко-мест
Уровень обеспеченности граждан старше трудоспособного возраста местами в ГСУСО РО (чел. на 10000 жителей соответствующего возраста) (1127 / 317413) x 10000 = 35,5.
Уровень потребности граждан старше трудоспособного возраста местами в ГСУСО РО (чел. на 10000 жителей соответствующего возраста) (1127 / 317413) x 10000 = 35,5.
Прогнозируемая потребность граждан старше трудоспособного возраста в местах в ГСУСО РО (364200 x 35,5) / 10000 = 1293 чел./мест.
Учитывая, что все ГСУСО РО подведомственны министерству социальной защиты населения Рязанской области, обеспеченность граждан местами в ГСУСО РО рассчитана исключительно по типам ГСУСО РО.
Перспективная схема развития и размещения
стационарных учреждений (отделений) социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
N№ Наименование мероприятия 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
пп <*> год год год год год год год год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Строительство новых объектов социальной сферы (в том числе разработка
проектно-сметной документации)
1.1. Разработка проектно-сметной +
документации на
строительство дома
ветеранов на 200 мест
Строительство дома + +
ветеранов на 200 мест
1.2. Разработка проектно-сметной +
документации на
строительство жилого
корпуса на 100 мест для
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Романцевский
психоневрологический
интернат"
Строительство жилого + +
корпуса на 100 мест для
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Романцевский
психоневрологический
интернат"
1.3. Разработка проектно-сметной +
документации на
строительство жилого
корпуса на 100 мест для
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Елатомский
психоневрологический
интернат"
Строительство жилого + +
корпуса на 100 мест для
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Елатомский
психоневрологический
интернат"
1.4. Разработка проектно-сметной +
документации на
реконструкцию жилого
корпуса с целью увеличения
плановых мест на 25 мест
для государственного
бюджетного стационарного
учреждения Рязанской
области "Рязанский
геронтологический центр им.
П.А.Мальшина"
Реконструкция жилого +
корпуса с целью увеличения
плановых мест на 25 мест
для государственного
бюджетного стационарного
учреждения Рязанской
области "Рязанский
геронтологический центр им.
П.А.Мальшина"
1.5. Разработка проектно-сметной +
документации на
строительство
бани-прачечной для
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Елатомский
психоневрологический
интернат"
1.6. Строительство + +
бани-прачечной для
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Елатомский
психоневрологический
интернат"
1.7. Строительство очистных +
сооружений для
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Шиловский дом-интернат для
престарелых и инвалидов"
1.8. Реконструкция очистных +
сооружений для
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Побединский
психоневрологический
интернат"
2. Открытие новых стационарных учреждений и перепрофилирование имеющихся,
закрытие учреждений, не соответствующих требованиям законодательства
2.1. Закрытие дома-интерната +
малой вместимости
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Чучковский дом-интернат
для престарелых и
инвалидов" на 30 мест
2.2. Открытие центра социальной +
адаптации для лиц без
определенного места
жительства и занятий на 15
мест
2.3. Открытие дома ветеранов на +
200 мест
2.4. Открытие стационарного +
отделения на 30 мест в
государственном бюджетном
учреждении Рязанской
области "Сапожковский
комплексный центр
социального обслуживания
населения"
2.5. Перепрофилирование +
(переименование)
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Михайловский дом-интернат
для престарелых и
инвалидов" в
психоневрологический
интернат на 190 мест
2.6. Перепрофилирование +
(переименование)
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Побединский
психоневрологический
интернат" в специальный
дом-интернат для
престарелых и инвалидов на
90 мест
2.7. Перепрофилирование +
(переименование)
государственного бюджетного
стационарного учреждения
Рязанской области
"Касимовский специальный
дом-интернат для
престарелых и инвалидов" в
дом-интернат общего типа
для престарелых и инвалидов
на 70 мест
2.8. Закрытие государственного +
бюджетного стационарного
учреждения Рязанской
области "Ухорский
психоневрологический
интернат" на 115 мест
2.9. Закрытие государственного +
бюджетного стационарного
учреждения Рязанской
области "Пителинский
психоневрологический
интернат" на 80 мест
2.10. Закрытие государственного +
бюджетного стационарного
учреждения Рязанской
области "Ардабьевский
психоневрологический
интернат" на 80 мест
<*> Перечень мероприятий, предусматривающих строительство новых объектов социальной сферы в 2014 - 2020 годах, является прогнозируемым и подлежит уточнению при принятии областного бюджета на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).
------------------------------------------------------------------