Постановление Администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области от 16.01.2013 N 26 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Шацком муниципальном районе Рязанской области на 2013 - 2016 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ШАЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2013 г. № 26
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ
ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ШАЦКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2016 ГОДЫ"
В целях создания условий для развития внутреннего и въездного туризма на территории муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Шацком муниципальном районе Рязанской области на 2013 - 2016 годы" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления культуры администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области Е.А.Солонович.
Глава администрации
муниципального образования -
Шацкий муниципальный район
Рязанской области
П.М.КАЛИНИН
Приложение
к Постановлению
администрации
муниципального образования -
Шацкий муниципальный район
Рязанской области
от 16 января 2013 г. № 26
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕГО И ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА В ШАЦКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2016 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы муниципального образования -
Шацкий муниципальный район Рязанской области "Развитие
внутреннего и въездного туризма в Шацком муниципальном
районе Рязанской области на 2013 - 2016 годы"
Наименование Долгосрочная целевая программа "Развитие внутреннего и
Программы въездного туризма в Шацком муниципальном районе
Рязанской области на 2013 - 2016 годы" (далее -
Программа)
Заказчик Программы Администрация муниципального образования - Шацкий
муниципальный район Рязанской области
Разработчик Управление культуры администрации муниципального
Программы образования - Шацкий муниципальный район Рязанской
области
Основание для Постановление Правительства Рязанской области от 8
разработки октября 2008 года № 248 "Об утверждении Положения о
Программы порядке определения сроков реализации и принятия
решений о разработке долгосрочных целевых программ, их
формирования и реализации в Рязанской области"
Исполнители Администрация муниципального образования - Шацкий
Программы муниципальный район Рязанской области, управление
культуры администрации муниципального образования -
Шацкий муниципальный район Рязанской области
Цели и задачи Цель Программы - создание условий для развития
внутреннего и въездного туризма в районе.
Задачи Программы:
- совершенствование нормативного, информационного и
методического обеспечения туристской отрасли;
- содействие в развитии туристской инфраструктуры;
- создание условий для развития в районе
туристско-рекреационной деятельности и создания
туристских центров;
- повышение конкурентоспособности местного туристского
продукта;
- поддержка и развитие социального туризма
Целевые индикаторы - Численность граждан Российской Федерации,
и показатели размещенных в коллективных средствах размещения;
- площадь номерного фонда коллективных средств
размещения;
- инвестиции в основной капитал средств размещения
(гостиницы, места для временного проживания);
- количество лиц, работающих в туристских фирмах;
- объем платных услуг
Сроки и этапы 2013 - 2016 годы
реализации
Перечень основных Деятельность по привлечению внебюджетных средств на
мероприятий развитие материальной базы туриндустрии.
Организация разработки и реализации проектов проектов
туристско-рекреационной деятельности.
Организация и проведение информационно-рекламных
мероприятий, презентаций, ознакомительных туров
Объемы и источники Объем финансирования Программы на 2013 - 2016 годы по
финансирования основным мероприятиям составляет 5173,0 тыс. руб., в
том числе:
за счет внебюджетных средств - 5060,0 тыс. руб., из
них:
2013 год - 550,0 тыс. руб.;
2014 год - 410,0 тыс. руб.;
2015 год - 2670,0 тыс. руб.;
2016 год - 1430,0 тыс. руб.;
за счет средств муниципального образования - Шацкий
муниципальный район Рязанской области - 113,0 тыс.
руб., из них:
2013 год - 16,0 тыс. руб.;
2014 год - 23,0 тыс. руб.;
2015 год - 31,0 тыс. руб.;
2016 год - 43,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные Увеличение денежных поступлений и доли туризма в общем
результаты совокупном доходе Шацкого района.
реализации Увеличение объема туристских услуг и услуг средств
Программы и размещения туристов со среднегодовым темпом роста не
показатели менее 5%.
социально- Рост инвестиций на развитие индустрии туризма не менее
экономической 5% в год.
эффективности Увеличение числа посетителей (туристов и экскурсантов)
в Шацком районе со среднегодовым темпом роста не менее
30%.
Рост занятости населения района в туристской сфере
(средства размещения, питания, оздоровительные
комплексы, учреждения культуры, туристские фирмы).
Создание условий для развития сферы услуг в районе,
расширения ассортимента видов туристских услуг,
повышения качества обслуживания туристов.
Повышение коэффициента доступности туристских услуг
для населения района.
Повышение уровня доходов населения, создание условий
для удовлетворения потребностей различных категорий
населения района в полноценном отдыхе.
Сохранение и развитие природного и
социально-культурного наследия района как важнейших
туристских ресурсов.
Повышение эффективности культурно-духовного воспитания
населения и гостей на основе развития различных видов
туризма.
Нейтрализация негативных социальных последствий
депопуляции в районе (оттока населения из сельской
местности в города), падения мобильности населения.
Увеличение числа занимающихся самодеятельным
оздоровительным туризмом не менее 2% в год
1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется
путем реализации Программы
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
В соответствии со статьей 3 Закона "О туристской деятельности в Российской Федерации" туристская деятельность является одной из приоритетных отраслей экономики России. Туризм является существенным источником доходов, занятости населения, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие эту сферу.
Анализ современного состояния развития туризма в Шацком муниципальном районе позволяет оценить конкурентные преимущества и недостатки района как туристского направления среди основных принимающих рынков.
К конкурентным преимуществам следует отнести: богатое природное и культурно-историческое наследие района, выгодное расположение, которое помогает использовать туристский поток, идущий с юга на север России по трассе М5-Урал. Большой потенциал роста имеет развитие культурно-познавательного, паломнического, событийного, экологического, сельского туризма. В районе достаточное количество людей увлекается самодеятельным туризмом. Развитие данного вида туризма эффективно способствует оздоровлению и воспитанию подрастающего поколения.
В ближайшие годы от индустрии туризма и путешествий ожидается полновесный вклад в создание рабочих мест и производство материальных ценностей.
Состояние и динамика развития туризма
Шацкого муниципального района
Гостиничный бизнес
Период 2010 год 2011 год 2012 год
Количество гостиниц и аналогичных средств 1 1 1
размещения туристов
Количество мест 89 89 89
Темпы прироста (%) - -
Объем инвестиций (млн. руб.)
Темпы прироста (%)
Въездной и внутренний туризм в районе
Период 2010 год 2011 год 2012 год
Количество посетителей, тыс. чел. (туристы 21,1 22,4 22,5
и экскурсанты)
Темпы прироста (%) 6% 6,6%
Туристские организации
Период 2010 год 2011 год 2012 год
Количество турфирм - - -
Темпы прироста - - -
Функции по приему экскурсионных и туристских групп выполняет МБУК "Историко-краеведческий центр".
Туристские услуги
Период 2010 год 2011 год 2012 год
Объем туруслуг (тыс. руб.) (МБУК "ИКЦ", МБУК 100,0 129,0 150,1
"Желанновский краеведческий музей"
Темпы прироста (%) 29% 50%
На решение вопросов устойчивого развития туризма в районе, способствующих увеличению количества рабочих мест, сохранению сельских населенных пунктов, свободных от промышленных организаций, сбережению и рациональному использованию природного и культурного наследия и направлена Программа.
К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:
- недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса с современным уровнем комфорта;
- высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
- неудовлетворительное качество дорог;
- препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодных условий земельной ренты;
- недостаточный объем финансовых средств, выделяемых на продвижение внутреннего и въездного туризма Шацкого района;
- отсутствие механизма поддержки социального туризма среди детей, молодежи и пожилых граждан.
На строительство объектов туристской инфраструктуры планируется вложение средств из внебюджетных источников.
Наименование объектов Всего 2011 2012 2013 2014 2015 2016
(руб.) год год год год год год
1 2 3 4 5 6 7 8
Строительство ярмарочной 2300,0 0 0 0 300,0 1500,0 500,0
площади, стилизованной под
старорусскую деревню (с.
Желанное)
Строительство места 1000,0 0 0 0 0 500,0 500,0
организованной стоянки
автотуристов (кемпинга),
включающего административное
здание, объекты общего
пользования (туалеты, душевые
и т.д.), в с. Ямбирно
Создание гостевых домов (с. 600,0 0 0 0 0 300,0 300,0
Шарик, Кермисинское сельское
поселение, с. Шаморга,
Куплинское сельское
поселение)
Всего внебюджетных средств 3900,0 0 0 0 300,0 2300,0 1300,0
Изменения, происходящие в мире в последнее время, требуют новых подходов в решении задач развития туризма в районе, уделяя при этом особое внимание государственной поддержке комплексного развития внутреннего и въездного туризма.
Необходимо применять прогрессивные механизмы государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства. Это обеспечит более активное привлечение частных инвестиций для реализации проектов формирования инфраструктуры туризма, в том числе создания конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров - групп географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки.
На строительство объектов туристской инфраструктуры кластера планируется вложение средств из внебюджетных источников.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы - создание условий для развития внутреннего и въездного туризма в районе.
Предполагается достижение поставленной цели посредством решения следующих задач:
- совершенствование нормативного, информационного и методического обеспечения туристской отрасли;
- содействие в развитии туристской инфраструктуры;
- создание условий для развития туристско-рекреационной деятельности и туристских центров;
- повышение конкурентоспособности местного туристского продукта;
- поддержка и развитие социального туризма.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - 2013 - 2016 годы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств муниципального бюджета, внебюджетных средств и средств городского и сельских поселений.
Вложение бюджетных средств является необходимым условием содействия развитию отрасли. Запланированные в Программе бюджетные средства направляются на оказание содействия развитию базовой инфраструктуры внутреннего и въездного туризма и решение первостепенных задач, которые организации туриндустрии не могут обеспечить за счет собственных или кредитных средств.
Мировой опыт развития туристической отрасли показывает, что успешное развитие отрасли без государственной поддержки не представляется возможным.
Объемы финансирования Программы на 2013 - 2016 годы за счет средств муниципального бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при принятии районного бюджета на соответствующий финансовый год.
Период (год) 2013 2014 2015 2016 Всего
Сумма (тыс. руб.) 16,0 23,0 31,0 43,0 113,0
Предполагаемый объем средств муниципального бюджета, необходимый для реализации Программы на 2013 - 2016 годы, составляет 113,0 тыс. рублей.
5. Система программных мероприятий (см. Приложение)
6. Система управления реализацией Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляет администрация муниципального образования - Шацкий муниципальный район. Управление культуры администрации муниципального образования - Шацкий муниципальный район формирует бюджетную заявку, предусматривающую объемы ассигнований на последовательную реализацию мероприятий Программы.
Размещение заказа на реализацию мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Исполнитель мероприятий несет ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию Программы.
С целью обеспечения реализации Программы ее заказчиком - администрацией муниципального образования - Шацкий муниципальный район Рязанской области осуществляется контроль за исполнением мероприятий Программы.
7. Целевые индикаторы и показатели эффективности
исполнения Программы
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 2 3 4 5 6 7 8
Объем платных туристских услуг 100,0 129,0 151,0
(тыс. руб.) (МБУК "ИКЦ", МБУК
"Желанновский краеведческий музей")
Численность граждан России, 10,8 10,8 11,0 11,2 11,4 11,6
размещенных в коллективных
средствах размещения (тыс. чел.)
Площадь номерного фонда в 400 400 400 400 400 450 1050
коллективных и аналогичных
средствах размещения (кв. м)
Количество койко-мест в 89 89 89 89 91 93 144
коллективных и аналогичных
средствах размещения (чел.)
Количество лиц, работающих в 3 10 10 10 13 14 15
коллективных средствах размещения
(чел.)
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы основывается на достижении результатов по нескольким направлениям:
- наличие и эффективность правового механизма регулирования развития туризма в районе;
- внедрение системы мониторинга состояния отрасли, включая финансовые показатели;
- создание положительного туристского имиджа района;
- расширение спектра туристских маршрутов и современных средств размещения туристов и сервиса в сфере туриндустрии, профессиональный уровень кадров.
Реализация запланированных мероприятий и формирование конкурентоспособной индустрии туризма обеспечит:
- увеличение денежных поступлений и доли туризма в общем совокупном доходе Шацкого муниципального района Рязанской области;
- увеличение объема туристских услуг и услуг средств размещения туристов;
- рост инвестиций на развитие индустрии туризма;
- увеличение числа посетителей (туристов и экскурсантов) Шацкого района;
- рост занятости населения района в туристской сфере (средства размещения, питания, учреждения культуры);
- создание условий для развития сферы услуг в Шацком районе, расширения ассортимента видов туристских услуг, повышения качества обслуживания туристов;
- повышение коэффициента доступности туристских услуг для населения района;
- повышение уровня доходов населения, создание условий для удовлетворения потребностей различных категорий населения района в полноценном отдыхе;
- сохранение и развитие природного и социально-культурного наследия Шацкого района как важнейших туристских ресурсов;
- повышение эффективности культурно-духовного воспитания населения и гостей на основе развития различных видов туризма;
- нейтрализацию негативных социальных последствий депопуляции в районе (оттока населения из сельской местности в город), падения мобильности населения;
- увеличение числа занимающихся самодеятельным оздоровительным туризмом.
Приложение
5. Система программных мероприятий
N№ Программные Главные Источник Объемы финансирования, тыс. руб. Ожидаемый результат
пп мероприятия, распорядители финанси-
обеспечивающие рования всего в том числе по годам
выполнение задачи
2013 2014 2015 2016
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Совершенствование Управление Бюджет МО 14,0 2,0 3,0 4,0 5,0 Создание условий для
информационного культуры развития сферы услуг
обеспечения в районе, расширения
туристской отрасли ассортимента видов
туристских услуг,
повышения качества
обслуживания
туристов.
Исполнение услуги о
предоставлении
гражданам и
организациям
информации о
туристической
деятельности в Шацком
муниципальном районе
2 Содействие в Администрация Рост инвестиций на
развитии МО - развитие туризма не
туристской Шацкий муниц. менее 5% в год;
инфраструктуры район, повышение
администрация коэффициента
Шацкого доступности
городского туристских услуг для
поселения населения
2.1 Деятельность по Подбор и анализ
привлечению перспективных
внебюджетных предложений для
средств на привлечения
развитие инвесторов в район
материальной базы
туриндустрии, в
том числе
Строительство Федеральный Проектная сдача в
объектов туризма: бюджет эксплуатацию объекта
- гостиница для - 2016 год
простолюдинов и
паломников
Ансамбля
Вышинского
монастыря (м.
Выша)
3 Создание условий Администрация Внебюджетные 4800,0 500,0 350,0 2600,0 1350,0 Сохранение и развитие
для развития МО - средства природного и
туристско- Шацкий муниц. социально-культурного
рекреационного район, наследия района;
кластера "Шацкая администрация нейтрализация
засека" Шацкого негативных социальных
городского последствий
поселения депопуляции в районе
(отток населения из
3.1 Организация Внебюджетные 300,0 0 0 300,0 0 сельской местности в
разработки и средства город);
реализации проекта повышение уровня
рекреационной зоны доходов населения,
"Шацкая засека" создание условий для
удовлетворения
Строительство Внебюджетные 2300,0 0 300,0 1500,0 500,0 потребностей
ярмарочной средства различных категорий
площади, населения в
стилизованной под полноценном отдыхе;
старорусскую развитие туризма в МО
деревню (с. - Шацкий муниц.
Желанное) район, увеличение
занятости населения
Строительство Внебюджетные 1000,0 0 0 500,0 500,0 района в туристской
места средства сфере, повышение
организованной коэффициента
стоянки доступности
автотуристов туристских услуг для
(кемпинг), населения
включающего
административное
здание, объекты
общего пользования
(туалеты, душевые
и т.д.) в с.
Ямбирно
Создание Внебюджетные 500,0 500,0 0 0 0
мини-музея средства
"Конобеевская
мельница"
Создание гостевых Внебюджетные 600,0 0 0 300,0 300,0
домов (с. Шарик, средства
Кермисинское
сельское
поселение, с.
Шаморга,
Куплинское
сельское поселение
Создание Внебюджетные 100,0 0 50,0 0 50,0
"Визит-центра на средства
базе МБУК
"Историко-
краеведческий
центр"
4 Организация и Управление Бюджет МО 75,0 10,0 15,0 20,0 30,0 Проведение не менее
проведение культуры одного мероприятия в
информационно- год;
рекламных увеличение числа
мероприятий, посетителей (туристов
презентаций и экскурсантов)
района на 5% в год;
проведение не менее
одного мероприятия в
год, изготовление
буклетов, каталогов,
публикаций в СМИ (не
менее 4-х
наименований в год);
продвижение туризма
на всероссийский и
международный рынок
(участие не менее 2-х
раз в год)
5 Совершенствование Управление Бюджет МО 6,0 1,0 1,0 2,0 2,0 Повышение качества и
системы культуры безопасности
подготовки, обслуживания
переподготовки и туристов, подготовка
повышения кадров, создание
квалификации новых рабочих мест,
кадров в сфере поддержка развития
туризма туризма в сельской
местности
6 Поддержка развития Администрация Внебюджетные 278,0 53,0 64,0 75,0 86,0 Увеличение числа
социального МО - средства занимающихся
туризма Шацкий муниц. Бюджет МО самодеятельным
район оздоровительным
туризмом не менее 2%
6.1 Поддержка развития Администрация Внебюджетные 260,0 50,0 60,0 70,0 80,0 в год
самодеятельного МО - средства
оздоровительного Шацкий муниц.
туризма на район
байдарках и
велосипедах
6.2 Создание условий Управление Бюджет МО 18,0 3,0 4,0 5,0 6,0 Обеспечение
для проведения культуры конституционных прав
массовых населения на отдых
туристских (не менее 2-х
мероприятий для программ, туров
детей, молодежи и выходного дня для
людей пожилого каждой категории)
возраста
Итого: 5173,0 566,0 433,0 2701,0 1473,0
Из Внебюджетных средств 5060,0 550,0 410,0 2670,0 1430,0
них
Бюджет МО - Шацкий муниципальный район 113,0 16,0 23,0
------------------------------------------------------------------